Майя Менглет родилась 8 августа 1935 года в Москве в семье выдающегося театрального
актера Георгия Менглета и актрисы Валентины Королевой. В годы войны Майе
довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). После победы Георгия
Менглета пригласили работать в Театр Сатиры, и вся семья возвратилась в столицу.
По стопам родителей
Майя была влюблена в театр с детства. Она несколько лет занималась в театральной
студии городского дворца пионеров и даже как-то снялась в небольшой роли в одном
из фильмов. Тем не менее, свое будущее связывать с актерской профессией Майя
поначалу не собиралась. Как признавалась впоследствии актриса, она побаивалась
сцены и сильно сомневалась в своих внешних данных.
И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и
Светланой Мизери Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она
повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского.
Майя не стала поступать в Щукинское, она подала документы в Школу-студию МХАТ.
Причем сделала она это тайком от родителей, сказав, что поступает в институт
иностранных языков. О выборе дочери родители узнали лишь после того, как Майя была
принята на курс В.О. Топоркова. А вскоре произошли изменения и в личной жизни
будущей актрисы: она вышла замуж за Леонида Сатановского. В 1957 году у них родился
первенец.
Её много раз во время учёбы приглашали сниматься, но ректор был непреклонен. По
словам Майи, она отказалась даже от роли Дездемоны в "Отелло". А на роль Анюты в
"Коммунисте" не прошла по причине молодости.
Тоня
На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «
Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на
последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню
агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена
режиссера Нина Меньшикова. Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее!
Майя Менглет вспоминает: «... я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно
было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич
Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась
где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала
пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер
Ростоцкий сказал: «Я бы мог тебе уже пробу не делать, потому что я видел, как ты
реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то. Мне
показалось, что ты - именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».
Многие сомневались в выборе Ростоцкого. Не верили, что Тихонов и Дружинина смогут
сыграть деревенских парня и девушку. А что уж говорить о Майе Менглет! У
начинающей актрисы действительно поначалу мало что получалось. Дело в том, что
одновременно со съемками она репетировала с Олегом Ефремовым роль в дипломном
спектакле. Роли были совершенно разными, и Майя порой не успевала
перестраиваться.
Менглет рассказывала в интервью, что Тихонов во время съёмок в "
Дело было в Пенькове " казался ей пожилым, т. к. старше её на 9 лет, и эта
разница тогда была огромной. И ещё она испытывала к нему жалость, так как он в то
время разводился с женой Нонной Мордюковой и очень переживал за сына. А сама Майя
тоже уже была замужем и имела сына, и прекрасно понимала состояние Тихонова. Ещё
она вспоминала, что для съёмок их с Дружининой "опростили", не давали даже
подкрасить губы и глаза, чтобы они натурально выглядели. И у Тихонова пытались
убрать его интеллигентность и изысканную красоту, ведь он играл тракториста.
Съемки фильма происходили в деревне. Актеры здесь жили, ходили в той одежде, в
которой снимались, и все это способствовало быстрейшему вживанию в роль. Со
временем местные жители стали полностью отождествлять их с персонажами фильма,
порой забывая, что перед ними столичные артисты. Наверное, именно в такой
атмосфере и рождаются настоящие шедевры...
Триумф
Дебют Майи Менглет в кино оказался поистине триумфальным. Зрители с восторгом
приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная
актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было
увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках
«Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи
Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили:
«Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?» К счастью, Майя
оказалась внутренне готова к этому потоку славы.
В том же 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в
Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для
Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала
она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и
предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно».
Прослушивали Майю Менглет знаменитые Михаил Яншин и Евгений Леонов. Актриса им
понравилась, и Майя была принята. Работы в театре оказалось много. Майю очень
быстро стали вводить в различные спектакли, первое время, поручая роли «голубых»
героинь. А чуть позже актрисе стали доверять характерные роли.
А что же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «
Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой
актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем
нередко в главных ролях - в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с
«Кометы», киноповести Виктора Жилина «
Исправленному верить», картине Александра Абрамова «
Домой» и других. Но эти работы
не шли ни в какое сравнение с фильмом «
Дело было в Пенькове».
Со временем Майя Менглет все больше уделяла внимания театру и все меньше
появлялась на киноэкране.
Дочь и отец
Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий
Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине
Архиповой . Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв.
После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена
принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.
А вот Майя долго не могла простить отца: «Я, когда папа приходил, закрывалась в
ванной или в туалете и не могла - рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила
маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это
невозможно пережить». В те трудные годы Майе оправиться от потрясения помогла
семья, - через некоторое время у нее родился второй сын. К тому же от проблем
отвлекала работа в театре...
С отцом Майя помирилась лишь спустя долгих 25 лет. Помирилась и даже нашла в себе
силы наладить дружеские отношения с Ниной Архиповой...
Дети
Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший
сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы
работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому
стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете. Два года
молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.
Для семьи это был большой удар. В те времена общение с иностранцами, мягко говоря,
не приветствовались спецслужбами. К тому же для родителей отъезд сына за границу
был равнозначен его потере.
К счастью, вскоре в стране начались перемены, и у Майи Георгиевны с мужем
появилась возможность выезжать к сыну. Тем временем, младший сын решил не идти по
стопам родителей. Он увлекся химией, стал доктором наук и в 90-е годы эмигрировал
вслед за своим братом в Австралию.
В Австралию!
Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского Майя Менглет отдала 43
года. Она мечтала играть здесь всю свою жизнь. Но после кончины главного режиссера
В. Ланского в театре все изменилось. Вспоминает Майя Георгиевна: «Все управление
перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой
"коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме
искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки.
После одной из оскорбительных выходок "бизнесмена от театра" мы с мужем подали
заявление об уходе, которое было моментально подписано».
Потеря родного театра стала для четы Менглет-Сатановских настоящей трагедией.
Как признавалась Майя Георгиевна, они просто не знали куда себя деть, как жить
дальше. Решение пришло неожиданно, - сыновья пригласили родителей к себе в
Австралию.
Оба сына актрисы носят фамилию Менглет, чтобы не прервался род. Ведь Майя -
единственная наследница Георгия Менглета.
А "русской Софи Лорен" её называли везде за рубежом, даже в Италии. А в других
странах часто просто путали их.
В настоящее время Майя Менглет и Леонид Сатановский работают в Монреальском
Русском драматическом театре им. Л.В. Варпаховского, организованным Анной
Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим
городам США и Канады. Помимо этого Майя Менглет работала в спектаклях русской
антрепризы Михаила Козакова.
Несмотря на эмиграцию, Майя Менглет и Леонид Сатановский остаются гражданами
России. Они искренне любят свою Родину и периодически приезжают в Москву.
Смерть
Скончалась 19 января 2023 года на 88-м году жизни в Мельбурне.