Майкл Эптид (Michael David Apted) родился в 1941 году в Олсбери, Букингемшир, Великобритания,
в семье Фрэнсис Амелии и Рональда Уильяма Эптида, занятого в страховом деле.
Окончив City of London School, Майкл стал студентом Кембриджа (Cambridge University) со
специализацией в праве и истории.
Телекарьера Эптида стартовала в первой половине шестидесятых на Granada TV в
Манчестере, куда он отправился как стажер. После знакомства с режиссером Полом
Элмондом, Майкл был приглашен в проект '7 Up', когда группа активистов 'Мир в
действии' (World In Action) провозгласила лозунг: 'Дайте мне дитя до его семилетия и я
верну вам человека'. Создатели картины беседовали с детьми разных социальных
групп на самые разные темы - о жизни, о мечтах и амбициях. Проект, сначала
задуманный как одиночный, впоследствии стал повторяться каждые семь лет, а его
идеологом и режиссером стал со временем уже Майкл Эптид.
Через несколько лет Майкл Эптид стал крупным, интересным и разноплановым
режиссером, дебютировав в художественном кино картиной 'Тройное эхо' (Triple Echo) в
1972-м. А первый успех принесла в 1975-м драма 'Звездная пыль' (Stardust). Международное
признание пришло к Эптиду в 1980-м, вместе с биографической драмой 'Дочь шахтера' (Coal
Miner's Daughter). В основе картины - биография знаменитой певицы Лоретты Линн, выбившейся
из нищеты в звезды музыки кантри. Сложный и напряженный фильм получил номинации
на 'Оскара' за 'лучший фильм', 'лучший адаптированный сценарий', 'лучшую
операторскую работу', 'лучшую работу художников', 'лучший монтаж и звук'. Награду,
впрочем получила лишь актриса Сисси Спэйсек за 'лучшую женскую роль'.
В 80-м Эптид снял 'Континентальный водораздел' (Continental Divide) с Джеймсом Белуши,
сыгравшим агрессивного журналиста, взявшегося за политические разоблачения и
получившего крупные неприятности. Кстати, исполнительным продюсером картины был
Стивен Спилберг.
Снимая и художественное, и документальное кино, режиссер приобретал все больший
вес, а его документальные ленты вскоре стали считаться одними из лучших в мире.
Среди прочих лент Эптид не забывал и о проекте, выходившем каждые семь лет, где
зрители имели возможность видеть, как взрослеют и меняют свои взгляды на жизнь те
семилетки, с которыми беседовал Майкл на заре шестидесятых. В 1989-м Майкл стал
режиссером документального фильма 'The Long Way Home', в центре которого был известный
русский рок-музыкант Борис Гребенщиков. А в девяностых годах он снимал
документальное кино о Китае - 'Moving the Mountain'.
В 1991 году Майкл стал продюсером схожего с '7 Up' документального проекта Сергея
Мирошниченко под названием 'Рождённые в СССР. Семилетние' (Age 7 in the USSR), имевшего
необыкновенный отклик во всем мире. Трогательный и обездоленный детдомовский
мальчик со своими нехитрыми мечтами о велосипеде и старательно играющий на
дудочке, попал тогда в сердца миллионов людей, посмотревших фильм. Производители
фильма через какое-то дружно поздравили себя - по крайней мере, одного ребенка
спасти удалось - юного героя сюжета с дудочкой в руках вскоре усыновила некая
американская семья.
В 83-м вышел 'Парк Горького' о событиях в Москве. По весьма понятным причинам (год
выпуска - 83!) внешний облик Москвы воссоздавался на улицах Хельсинки, впрочем,
город выглядел весьма похоже и убедительно.
Комедия 87-го 'Критическое состояние' (Critical Condition) рассказала о хаосе в больнице;
триллер 'Громовое сердце' по сценарию Джона Фуско и с Робертом Де Ниро в качестве
продюсера, Эптид снял в 92-м.
В 94-м, среди нескольких проектов была и драма 'Нелл' (Nell) с Джоди Фостер и Лайамом
Нисеном в главных ролях. Прекрасный, чрезвычайно гуманный и эмоциональный фильм
не оставил публику равнодушной.
Через два года вышел драматический триллер 'Крайние меры' (Extreme Measures), куда
режиссер пригласил Хью Гранта, а в 99-м Эптид снимал Пирса Броснана в своем боевике
'И целого мира мало' (The World Is Not Enough).
Замечательный актерский ансамбль из Дженнифер Лопез, Билла Кэмпбелла, Тессы
Аллен и Джульетт Льюис можно увидеть в триллере 2002-го под названием 'С меня хватит'
(Enough), впрочем, даже именитые актеры не смогли спасти фильм от жесткой,
разрушительной критики.
В 2006-м Эптид снял биографическую драму 'Удивительная легкость' (Amazing Grace) о
политике-смутьяне Уильяме Уилберфорсе, а за год до этого подошла очередная
'семилетка' проекта, с которого режиссер начинал работать на телевидении; теперь
он назывался уже '49 лет' (49 Up). В кадре вновь были те, с кем беседовал Эптид
35 лет назад. Каждая
очередная глава документального киносериала становилась все более
откровенной.
Известно, что Майкл Эптид - бывший супруг актрисы Джо Эптид, после развода с
которой он вновь женился на актрисе и сценаристе Дэне Стивенс, в семье двое
детей.
Майкл Эптед скончался 7 января в Лос-Анджелесе на 80-м году жизни. Об этом
передает LAT со ссылкой на подтверждение от представителя кинематографиста.
Подробности и причина смерти не называются.