Людмила Иосифовна Макарова родилась 20 октября 1921 года в Петрограде
(Санкт-Петербурге).
В 1941 окончила студию Ленинградского Большого драматического театра, с 1941-1945
служила в Драматическом театре Балтийского флота, где сыграла ряд ролей своих
современниц-молодых, задорных, жизнерадостных девушек.
Все годы войны Л.И.Макарова работала в составе фронтовых бригад и в труппе театра
Балтийского флота. С 1945 года и по настоящее время Л.И.Макарова является ведущей
актрисой Большого Драматического Театра, от роли к роли совершенствует свое
мастерство, создает характеры разные, непохожие друг на друга. В каждой ее роли
есть подлинное проникновение в человеческую судьбу, в авторский замысел.
Лирические героини, сыгранные Л.И.Макаровой, всегда наделены яркой
характерностью, что придает ее сценическим образам большую достоверность и
жизненную многогранность. В характерных и комедийных ролях неизменно
присутствуют глубина, человечность. Обаяние актрисы, ее жизнерадостный талант,
зажигательный темперамент сделали Л.И.Макарову любимицей петербургских
зрителей.
Елена в "Мещанах" М.Горького, Наташа в "Трех сестрах"А.Чехова, Анечка в "Океане"
А.Штейна, Катя в "Пяти вечерах" А.Володина, Ольга
Носова в "Традиционном сборе" В.Розова, Гиза в
"Кошках-мышках" И.Эркеня, Анна Андреевна в "Ревизоре" Н.Гоголя, Ребекка в "Салемских
колдуньях" А.Миллера, госпожа Журден в мольеровском "Мещанине во дворянстве",
Бальзаминова в "За чем пойдешь, то и найдешь" А.Островского и, конечно,
неповторимая
Ханума в одноименном водевиле А.Цагарели. В 1978 году на основе этого
спектакля был снят телевизионный фильм, который принес Людмиле Макаровой славу.
Этот небольшой перечень дает представление об огромном диапазоне актрисы,
владеющей в равной степени и яркими сатирическими красками, и тончайшим
психологизмом, и несомненной музыкальной одаренностью, чувством стиля и формы.
Эти и другие роли принесли актрисе славу и признание всех, кто любит театр.
Однако с кино роман у Людмила Макаровой, так и не сложился.
В разные годы она снялась в фильмах: «
Медовый
месяц», «
Степан
Кольчугин», «
Улица полна неожиданностей», «
Мост перейти нельзя», «
Два
воскресенья», «
Нос», «
Повторная свадьба», «Тайна Снежной королевы».
Людмила Иосифовна Макарова более 30 лет была замужем за Ефимом Копеляном , имеет
сына Кирилла.
Интервью Светланы Мазуровой с Людмилой Макаровой от 23 апреля 2003 года, в
газете «Восточно-Сибирская правда»: «Всех сводит с ума Ханума»
Кто не знаком с Ханумой? Этой ролью прославилась блистательная, неподражаемая
Людмила Макарова, петербургская актриса.
Спектакль, ставший классикой, театральным бестселлером, поставил выдающийся
режиссер Георгий Товстоногов. Он долго шел в Ленинградском БДТ им. М. Горького,
позже была сделана его телевизионная версия, и со знаменитой свахой
познакомилась вся страна. Я посмотрела фильм по ТВ в Иркутске. А вскоре увидела
народную артистку СССР Л. Макарову "живьем" - в спектакле-бенефисе "Дорогая Памела"
на сцене ее родного БДТ им. Г.А. Товстоногова.
Могла ли я не напроситься на интервью к актрисе-легенде? Шутка ли: Людмиле
Иосифовне 82 года, и она 65 лет служит в театре! 34 года из них работала с
Товстоноговым... Была женой знаменитого актера Ефима Копеляна...
Мы встретились в ее гримерке. Когда-то тут "царствовала" знаменитая Мария
Александровна Призван-Соколова, любимая актриса Макаровой. Здесь есть и ее
снимки...
- А среди "всего прочего" - конечно, Ханума. Визитная карточка актрисы.
Любимый спектакль. Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов
разглядел Хануму!
- Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь
столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами... Было очень
легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник,
балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно
быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе
спрашивают: "А когда "Ханума" будет?"
- Сколько вы ее играли?
- Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные
события в нашем театре - один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян,
потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было
трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались
воспоминания. И до сих пор зрители смотрят "Хануму" по телевизору. Мне даже из
Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в
таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели,
я очень рада за вас.
- Теперь, наверное, ваша самая любимая роль - Памела?
- Сейчас - да. Потому что она - единственная. Все мои роли уже ушли. Вместе с моими
партнерами. Восстанавливать спектакли, которые делал Товстоногов и в которых
играли такие замечательные актеры, очень трудно. Хотя и говорят, что незаменимых
нет... Есть, есть!...
Долгое время у меня ничего нового не было. Доигрывала "На всякого мудреца довольно
простоты".
Пока Евгений Алексеевич Лебедев не умер. Потом, уже без Георгия Александровича,
поставили "Женитьбу Бальзаминова", тоже долго играли. А потом наступил мой
80-летний юбилей. Я предложила "Дорогую Памелу", Кирилл Лавров согласился, чтобы для
меня ее поставили... Публика принимает спектакль великолепно. Роль замечательная.
Таких ролей очень мало - возрастных, с юмором. Я была очень увлечена ею и до сих пор
играю ее с удовольствием.
- Про вас пишут: "Роман с кино у нее не сложился". Это так?
- Особого романа у меня не было, так что и нечему было складываться. По этому поводу
у меня не было особой печали. Были какие-то небольшие роли. Было даже несколько
довольно хороших ролей, но картины не проходили; знаете, как часто бывает: раз-два,
и все. Очень давняя история - фильм "Степан Кольчугин", где я играла с Юлианом
Паничем. Хорошая роль. Были какие-то предложения совсем не интересные. Я была не
очень заинтересована в кино. Мне казалось, что там я хуже, чем в театре. Зачем тогда
мне это? Думаю, что была права.
- Вы всю жизнь служите в одном театре...
- Нет, в войну работала в Театре Балтфлота. Там были замечательные актеры. Недавно
мы, те, кто остался, встречались. Нас уже очень мало: я, Иван Дмитриев, Герман Орлов,
Олег Милявский... Вся война у меня связана с ними. Сначала это были бригады. Мы
играли по разным портам (ездили на лодочке), на кораблях, однажды даже в подводной
лодке. Потом сделали большой спектакль "У стен Ленинграда" (к нам приехал
Вишневский, дал пьесу, ее поставил Пергамент, наш художественный руководитель),
играли его в ДК "Выборгский".
После блокады ездили с театром в Москву и в Новороссийск. А потом вернулся из
эвакуации, из Кирова, Большой драматический театр. И я пришла сюда. Потому что
ставили "Вишневый сад", а эта роль (Анечки) была моей самой первой - я играла ее еще
до войны. Мой муж Ефим Захарович Копелян уже демобилизовался из армии, пришел в
театр, и я с тех пор, с 1945 года, не выхожу отсюда.
Сегодня работаю, сколько полагается. Сейчас в театр приходят новые режиссеры, и
многие из них не хотят связываться со мной. Не думаю, что они знают, сколько
человек играл, может ли еще что-то сделать. Главное - бабе много лет. Видно, я им
неинтересна. Поэтому и не получаю никаких предложений. Но просить, выпрашивать
"Дайте мне роль!" - не буду. Я очень много играла. Очень много видела - мы ездили с
театром по всему миру.
Так что не могу обижаться. Ролей для моего возраста не так много, и все они
играны-переиграны. Памела мне очень помогла. Надеюсь, что долго буду ее играть,
пока жива и здорова. Эту роль играют чуть ли не во всех городах. В Москве Ольга
Аросева свой юбилей тоже встретила этой ролью. У нас в Петербурге собираются
ставить антрепризный спектакль "Дорогая Памела"...
Вы знаете, сейчас как-то все стали моложе меня. Мне 82 года. У меня много друзей. Живу
с сыном. И с собакой. Замуж я больше не выходила.
- О сыне расскажите...
- Кирилл был неплохим артистом. Но случилась жуткая история. Его избили до
полусмерти, едва вытащили из комы. Он инвалид первой группы, уже пять лет нигде не
работает. Это моя печаль. И мой крест. Наверное, я в чем-то согрешила... Сын не женат.
К сожалению, у меня нет внуков. Вот и вся моя жизнь.
Но я большой оптимист. По-моему, это видно по моим ролям. Конечно, живу я скучно. Без
театра, без ролей жить скучно. Правда, я в худсовете, все время со всеми вижусь,
друзья ко мне хорошо относятся. Но хотелось бы немного больше участвовать в
театральной жизни. Актрисам вообще очень трудно в театре. Например, такая яркая
актриса, как Нина Усатова, играет всего один спектакль. Она совершенно
замечательно играла в "Кадрили", в "Женитьбе Бальзаминова". К великому сожалению,
не занята Зинаида Шарко. Но она молодец, играет в антрепризах, снимается в кино, не
сидит без дела. То ли режиссеры боятся нас, старых баб, то ли еще что...
34 года Людмила Макарова была женой Ефима Копеляна. Знаменитый артист
блестяще играл на сцене БДТ, в театре его боготворили, он много снимался в
кино.
- Поженились мы в 1941 году, в мае, перед самой войной. Познакомились в театре. Но
поженились не сразу, прошло два года "приглядки". Он был почти на 10 лет старше. А
сколько у него было поклонниц!
Что сказать? Я живу воспоминаниями. Это было чудесное время. До сих пор мне его не
хватает. Я одна. Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла
себе даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка!
Он был старше, умнее меня, многому меня научил - отношению к жизни, к людям...
- А вместе вы играли?
- Очень мало. Моими партнерами были Стржельчик, Лавров. В молодости мы с Ефимом
Захаровичем играли мужа и жену в "Девушке с кувшином". Потом - в спектакле "Шестой
этаж" (тоже мужа и жену). Ох, какой был зажигательный спектакль (первая постановка
Георгия Александровича)!
Я очень любила эстраду, а Фимочка - нет. Все-таки однажды я уговорила его сыграть в
концерте "Хозяйку гостиницы" Гольдони - чудесный отрывок. Он очень не хотел, а
потом все-таки согласился. И прекрасно сыграл! Потом, когда его не стало, мы играли
это с Владиком (Стржельчиком).
- Говорят, будто бы Товстоногов, когда умер Копелян, сказал: "Из театра ушла
совесть"...
- Да. Все знают, что Ефим Захарович был замечательным артистом и человеком. Никогда
не вмешивался ни в какие интриги. Хотя должна честно сказать, что в нашем театре не
было интриг. Георгий Александрович это очень не любил и так воспитал нас. И до сих
пор у нас в театре атмосфера все-таки неплохая по сравнению с другими театрами...
У Копеляна было потрясающее чувство юмора. Хотя вид у него был довольно грозный. И
некоторые наши ребята, особенно молодые или новички, кто плохо его знал, немного
даже побаивались его. А он был замечательным, справедливым, добрым, очень
смешливым человеком.
Как мы жили? В жизни всякое ведь бывает. И поругаемся. И выпьет, бывало. Очень любил
играть в карты. Друзей приводил домой, был очень открытым. У нас не было богатства,
хотя в последнее время Фима довольно много снимался в кино. Была машина. И дача,
купленная напополам с моей мамой. Когда люди приходили, у нас всегда была хотя бы
квашеная капуста. И водочка. Он так мне и говорил: "Значит, так. Сегодня мы будем
играть (в карты). Купи поллитровочку. И капустку поставь. Больше нам ничего не
надо". В преферанс он играл замечательно! С юмором. Я сидела в другой комнате и
просто наслаждалась...
- Поклонницы мужа досаждали вам?
- Нет. Наверное, он так вел себя, что они были на расстоянии. Ему писали письма
(дикое количество!), дарили подарки. Со всей страны писали - и школьницы, и учителя,
и все-все-все.. С годами он становился все красивее и красивее. Был такой
мужественный, интересный, с усами. Сейчас уже я думаю: господи, даже если он кем-то
и увлекся когда (он ведь много ездил), это же счастье! Теперь, "с высоты" прожитых
лет, я так думаю: даже если у него и было что-то (мы же актеры, мы должны увлекаться),
то слава тебе, господи. Я сама увлекалась партнерами. И он это видел - как у меня
горели глаза. Но все было в меру. Это наша жизнь. Иначе какие мы артисты, если будем
"сухарями"? Не думаю, что можно жизнь прожить и ни на кого глаз не положить. Так ведь
не бывает. Но это никогда не мешало нашей жизни и нашим отношениям...
- Людмила Иосифовна, вы прекрасно выглядите. Замечательно играете. Попробую
разгадать ваши секреты. Молодость души? Веселый характер?
- Наверное. И еще. Честно скажу, я никому не завидую. Злость, зависть всегда
отражаются на лице, это заметно. Я неплохо прожила свою творческую жизнь. Годы
идут. Но что поделаешь?
Я люблю бывать на свежем воздухе. Обычно с мая живу на даче. Устраиваю себе там
"растительную" жизнь, отдыхаю, занимаюсь только готовкой. Люблю готовить, правда,
если бы еще мне кто-то приносил продукты...
Конечно, я слежу за собой. Нас всех приучил к этому Георгий Александрович. Когда мы
приходили в театр, все были подтянуты, хорошо одеты. А когда наряжались на какой-то
праздник, он говорил: "Ох, какие у меня артистки красивые!" Так что он все-все за
нами замечал. Все наши достоинства и недостатки.
Меня спасают воспоминания. Характер у меня, вероятно, от мамы. У нее была довольно
сложная жизнь. Но она как-то умела быть жизнерадостной, веселой. Думаю, и меня этим
наградила. Я ей очень благодарна... Иначе бы совсем плохо было. Во всех
отношениях.
Людмила Иосифовна ушла из жизни 30 мая 2014 года в Санкт-Петербурге.