Добржанская Любовь Ивановна родилась 24 декабря 1905 года. Она уменьшила себе
возраст на 3 года, об этом знали только родственники. И когда в 1975 году ей
исполнилось 70 лет, она скромно отметила свой юбилей, сославшись на то, что 70 ей
будет через три года. Так что во многих источниках есть путаница с годом рождения.
Она никогда не праздновала день рождения, только именины - день Веры, Надежды,
Любови 30 сентября.
Любовь Добржанская была ведущей актрисой Театра Советской Армии несколько
десятков лет, но сегодня, увы, ее имя вспомнят легко лишь театралы. Остальным
придется подсказать - "это мама Жени Лукашина"... Не так давно исполнилось 100 лет со
дня её рождения.
Дворянские корни. Детство. Юность
Родилась в Киеве, в семье полковника царской армии - Ивана
Андроникова-Добржанского, который впоследствии был сослан на 5 лет на Соловки.
Хотя против Советов полковник Добржанский никогда не воевал. После ссылки, отец
Любови Ивановны, бывший полковник русской армии, кавалер орденов Святого
Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с мечами, креста Георгия Победоносца и
солдатского георгиевского креста за защиту отечества в германскую войну,
вынужден был определиться пастухом в казахских степях... В августе 1941 года Иван
Андроников-Добржанский скончался от сердечного приступа.
Двадцать лет спустя, во время гастролей в Караганде, Любовь Ивановна взяла машину
и одна поехала в Семипалатинск искать могилу отца. Вернулась она ни с чем.
Вместе с отцом в Киеве тогда арестовали и первого мужа Любови Ивановны -
талантливого актёра Киевской драмы Ивана Ивановича Червинского. Взяли его по
доносу, что было делом обычным, и судили, по сути, за "разговоры за преферансом". И.И.
Червинский испытаний тюрьмы не выдержал и вскоре покончил с собой в камере.
Киевский русский драматический театр, 1924 - 1934
В 20-е годы юная Люба Добржанская занимаелась в театральной Соловцовской студии, в
1924 году ее принимают в Театр Русской драмы.
Сыграла много ролей в классическом и современном репертуаре: Негина («Таланты и
поклонники» А.Н.Островского), Валя («Страх» А.Н.Афиногенова), Зина («Вредный
элемент» В.В.Шкваркина). Первая исполнительница роли Комиссара в
«Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского (1-я редакция, реж. Нелли Влад).
Всего в Киеве она сыграла более 100 ролей - за 10 лет. Эта жесткая школа, когда для
работы над ролью оставалась одна ночь, потом очень сильно помогла актрисе - уже в
Москве. Режиссеры хвалили ее за способности яркого лицедейства. Некоторые
старинные киевские театралы частенько вспоминали ее роли даже в таких
полузабытых пьесах, как... «Фиолетовая щука» или... «Яблуневий полон». Хороший
актер, как правило, «поднимает» к своему творческому уровню даже самые скверные
драматургические поделки.
Она была одной из любимейших актрис в Киеве. Зрители и критики отмечали её
необыкновенный дар перевоплощения, выразительный голос, сильный темперамент.
Прекрасно пела. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом.
С 1926-го по 1927-й - недолго работала в Днепропетровске. Но все же первая театральная
«десятилетка» Добржанской - Киев.
Театр Советской Армии, 1934 - 1977
В столицу ее пригласил директор Театра Красной Армии Месхители. Тогда
только-только возникала знаменитая впоследствии труппа. В 1934 году Любовь
Добржанская бросила все - главные роли, репутацию ведущей актрисы, - и отправилась
в никуда. Комната в общежитии, обставленная реквизитной мебелью, незаметные роли,
положение "молодой актрисы" нового театра. Дебютные ее роли на новом месте -
Татьяна в "Мещанах", Рашель в "Вассе Железновой" - не были оценены театральной
критикой.
Первый спектакль, который ее поставил рядом с Бабановой и Марецкой, сделал ее
звездой московской сцены, - "Укрощение строптивой". Роль Катарины была сделана за
две недели!
В 1935 году театр возглавил Алексей Дмитриевич Попов. Он не собирался давать
актрисе из Киева главную роль в "Укрощении строптивой". "Идут репетиции, а дело не
идет. Приглашается другая исполнительница, опять ничего не получается. Попов
ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные
декорации, очень дорогие костюмы - денег в Москве на военный театр не жалели.
Спектакль вошел в историю не только как блестящая актерская и режиссерская
работа, но это было чудо сценографии. А укрощать-то некого", - рассказывает
известный театровед и друг семьи Добржанских Павел Николаевич Жегин. Когда
положение стало казаться безвыходным, решили попробовать на главную роль
Добржанскую - терять было нечего. По воспоминаниям коллег, она просто ворвалась в
спектакль стремительно и вдохновенно. Все смотрели на это как на чудо, хотя для
Добржанской, к тому времени опытнейшей актрисы, сделать за две недели роль не
представляло никакого труда.
Любовь Ивановна не любила говорить, как она работает, эта тема была закрыта. "Нужно
иметь в душе что-то большое, запереть глубоко в себе и не показывать, - говорила
она. - Зритель сам должен это увидеть". Возможно, именно в этом секрет ее ролей -
таких разных, непохожих. Она никогда не играла себя. У нее был огромный репертуар:
в понедельник она могла играть Эмилию Марти в "Средстве Макропулоса", во вторник -
Фелисиану в "Учителе танцев", среди ее героинь были колхозницы, молдавские
крестьянки... Все эти роли были яркими и очень разными.
Любовь Ивановна Добржанская обладала прекрасным голосом, ее "Колыбельная" в
"Светлане" и романс в "Учителе танцев" до сих пор считаются образцами пения в
драматическом спектакле. Пению она специально не училась - природная
музыкальность позволяла. Она умела пользоваться своей музыкальностью при работе
над ролью.
Любовь Добржанская вела репертуар театра на протяжении десятилетий, в середине
пятидесятых выбирали пьесы "специально для Добржанской". И в то же время она
никогда не отказывалась играть эпизодические роли. Уже будучи народной
артисткой, она согласилась участвовать в спектакле, где сыграла крохотную роль
матери слепого мальчика.
Новый расцвет творчества Добржанской приходится на 1960-1970-е годы. На смену все еще
исполняемой Фелисиане приходят возрастные роли, и актриса открывает новые грани
своего дарования. Еще одна особенность ее таланта - чувство национального
характера. Одно из лучших созданий Добржанской - поэтичный и глубоко человечный
образ молдавской крестьянки Василуцы («Каса маре» И.П.Друцэ, реж. Львов-Анохин, 1961).
Актриса негромко, сдержанно поведала о поздней любви, глубоко спрятанной страсти
своей героини, которую она мужественно преодолевает, дабы сберечь счастье других.
Звание народной артистки она получила очень поздно - в 1965 году, когда было сыграно
более 30 центральных ролей, хотя еще в 1952 году она была единственной заслуженной
артисткой в театре. Ей долгие годы не могли простить погоны отца и ее
непролетарское происхождение.
В театре ее любили, уважали и немного побаивались. Добржанская была из плеяды тех
артистов, которые стояли у истоков театра. Ее партнеры - Антоний Марцельевич
Ходурский, Петр Александрович Константинов, Хованский, Ратомский... Теперь их
называют легендами театра, они своим присутствием наполнили жизнью актерский
дом. Для Любови Добржанской эта жизнь подчинялась строгим правилам: никаких
пересудов и сплетен, никакой праздности в театре. Она не обладала никакой
реальной властью, однако многие с тревогой ждали ее реакции на то или иное событие
в театре, но ее личные симпатии или антипатии никогда не влияли на
профессиональные оценки.
Участвовала также в постановках Театра «Современник»: «Восхождение на Фудзияму»,
«Из записок Лопатина», «Эшелон».
Второй брак
Второй муж Добржанской - Осип Александрович Шахет, превосходный актёр и
обаятельный человек. Беда грянула внезапно. Утром Осип Александрович вышел на
балкон. Любовь Ивановна ещё оставалась в спальне, когда услышала его
пронзительный крик. Он сидел на полу и держался за сердце. Так, летом 1949 года
Любовь Ивановна осталась вдвоем с матерью Ольгой Васильевной, в Москве, в доме на
улице Дурова.
Кино
Незабываемы работы Добржанской в кино, хотя их было немного, в основном роли
"второго плана". Она дважды снялась у Э.А.Рязанова - мать Юрия Деточкина (Берегись
автомобиля, 1966) и мать Жени (телевизионный фильм Ирония судьбы, или С легким паром,
1975). Режиссер отмечал поразительную естественность актрисы перед камерой.
После "Берегись автомобиля" Добржанской одну за другой
предлагали кинороли, но она отказывалась - слишком любила театр, любила работать
над ролью долго, жить на сцене, каждый раз находя для спектакля новые краски... В
ее фильмографии - едва ли десяток ролей, и сотни образов - на сцене.
Настоящим открытием Добржанской стала
роль Бабуленьки в экранизации романа Ф.М.Достоевского «Игрок» (реж. А.В.Баталов,
1984). Напряженным драматизмом отмечена роль Екатерины Андреевны («В четверг и
больше никогда», реж. А.В.Эфрос, 1977). Среди других киноролей - Писательница («
Урок
литературы», реж. А.Коренев, 1968), Айбала («Адам и Хева», реж. Коренев, 1970).
Работы Добржанской и в театре, и в кино отличало умение создать законченный
психологический рисунок роли. Она владела "секретом показа своего героя
одновременно в разных аспектах его бытия, его раздумий. Мысль ее точна, интонации
безупречны...". Ее чувство автора, стиля, времени и зрителя безошибочны, ее монологи
- это "тревожная исповедь, мысли вслух, поток лирики, трезвое рассуждение,
монолог-песня". И всегда - раздумье о смысле человеческого существования, почему
так значительны ее создания и так близки и дороги они зрителям.
Третий брак[/b]
Добржанская помимо спектаклей постоянно была занята в концертах, её исполнение
романсов имело большой успех.
Третий муж Любови Ивановны (они поженились в 50-е годы) -
Виктор Яковлевич Кручинин, гитарист из знаменитой цыганской семьи, неизменный
аккомпаниатор Добржанской на концертах.
В январе 1975 года Кручинин скончался.
Последние годы жизни
Свою последнюю кинороль Добржанская сыграла в фильме "В четверг и больше никогда".
Сдавала память. Она ещё не догадывалась, что это подступала болезнь. Неизлечимая
болезнь старости.
Коллеги считали Добржанскую эталоном "старой школы" - никакой отсебятины на сцене,
требовательность к себе. В 1977 году ей стало уже тяжело играть в полную силу, стал
забываться текст. Добржанская приняла решение: "Я ухожу на пенсию". В театре ее
уговаривали не уходить, но Любовь Ивановна осталась верной себе.
Когда-то
она шутила: "Вот выйду на пенсию, устроюсь смотрителем в музей и целый день возле
картин буду!" (Любовь Ивановна ценила живопись и не пропускала ни одной
интересной выставки). Но реальность оказалась иной: все в ее жизни было подчиненно
тому, ради чего она существовала - сцене. Актриса не представляла себе жизнь без
сцены, но числиться в театре считала для себя невозможным. Без театра, через два
года после ухода на пенсию, ее не стало...
В
декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской (впрочем, с точностью дат в
театральном мире всегда остается место догадкам и предположениям) в Большом зале
ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Театр отдавал
дань признательности своей Первой актрисе. Но этот вечер стал и вечером прощания
Добржанской с театром. Судьба не даровала ей легкой кончины. Умирала она так же,
как её муж Виктор Яковлевич, мучительно.
3 ноября 1980 года Любовь Ивановна Добржанская отмучилась. Когда закончилась
панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные
мелодии смолкли и неожиданно зазвучал печальный вальс из "Вишнёвого сада". В
театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере
Любовь Ивановна высказала такое странное желание. Мелодию в этом вальсе вела
гитара. Гитара её Вити. Она направлялась туда, где покоился её друг и супруг.
Любовь Ивановну похоронили на Ваганьковском кладбище (участок № 21)
рядом с могилой Виктора Яковлевича Кручинина.