Многим поклонникам японского кино этот человек кажется чужим. Шёлковые драконы,
мягкие спортивные тапочки и золотой век китайских фильмов про кунг-фу - вот что
всплывает в памяти при появлении на экране стоического профиля Ясуаки Кураты.
Курата - звезда Гонконга, Тайваня, Филиппин и Японии. Необычно не правда ли?
Сёдзи Курата родился весной 1946 года в Ибараки, пригороде нынешней Цукубы. И хотя
японский кинематограф в годы его детства был на подъёме, родители готовили сына к
другому: старики были уверены, что отпрыск станет профессиональным спортсменом.
Действительно, к тридцати годам у Кураты уже было несколько чёрных поясов, пятый
дан по каратэ, третий - по дзюдо и второй - по айкидо. Но широкую известность он
получил не как спортсмен Сёдзи Курата, а как звезда азиатских боевиков Ясуаки -
или даже Дэвид - Курата (впрочем, английский псевдоним за ним не закрепился).
Легенда Ясуаки Кураты начинается в 1971 году, когда 25-летний спортсмен приезжает в
Гонконг в поисках работы. Фотогеничная внешность, хорошая фактура и
беспрецедентные навыки бойца мгновенно привлекают к нему внимание рекламных
агентов из «Shaw Brothers». Вообще-то на такой успех молодой актёр и рассчитывает: к
прибытию в Гонконг у него за плечами театральный факультет Японского
университета, а также актёрские курсы киностудии «Toei» - остаётся только поймать
удачу. Молодой японец впервые появляется на экране в фильме «
Король
бокса» («Пять пальцев смерти»), первой китайской картине про кунг-фу, купленной
для проката на Западе. А за последующие пару лет Курата снимается примерно в двух
десятках фильмов студии «Shaw Brothers» -великолепно вписывается в амплуа и занимает
нишу, которая давно пустовала.
После окончания Второй мировой и изгнания японских оккупантов из Китая обитатели
Страны Восходящего Солнца прочно заняли место главных злодеев в китайском кино.
Почти всегда этих злодеев играли сами китайцы: они мазали лицо углём и белилами,
надевали самурайскую одежду и платья театра кабуки, пытались говорить с грубым
акцентом и даже петь патриотические песни про микадо и камикадзе. Но тут
появляется Курата - высокий, стройный, красивый и... опасный; достойный соперник
для любого китайского героя.
В 1974 году Курата неожиданно возвращается на родину. Япония переживает пик
популярности exploitation-фильмов о единоборствах, и звезда не может пропустить столь
удобный момент. В том же году Курата знакомится с Сонни Чибой, и они снимаются
вместе сначала в фильме «Прямой удар! Адский кулак» («
Палач»), а потом в популярном
телесериале «G-Men 75» и в фильме «
Принцесса дракона».
Год спустя Чиба и Курата решают создать «Японский боевой клуб» - спортивную
организацию, которая могла бы тренировать молодых актёров для более правильной и
адекватной демонстрации боёв в жанровых фильмах. Впоследствии эта школа
разделится на две самостоятельные: «Японский боевой клуб» останется в ведении
Сонни Чибы, а Курата откроет «Боевой клуб Кураты».
Во второй половине 70-х японский кинематограф переживает тяжёлые времена. Из-за
нехватки проектов многие актёры возвращаются на телевидение, но Курата
предпочитает другой путь - он вновь отправляется в Гонконг. Здесь боевое кино
снова на подъёме, и опытный актёр с международной репутацией оказывается звездой.
В 80-е он уже вполне может выбирать себе роли, и амплуа злодея постепенно отходит в
прошлое. В хрестоматийных картинах гонгонгских классиков -«Герои Востока» Лау
Кар Люна и «
Легенда о
бойце» Юэнь Ву Пина Курата выступает антагонистом главного героя, но при этом
антагонистом, заслуживающим всяческого уважения. Нужно сказать, что за годы
работы в Гонконге Ясуаки Курата успел поработать на разных проектах с настоящими
звёздами гонконгского кино, такими как Саммо Хунг, Джеки Чан, Джет Ли и другими.
Ко второй половине 90-х «золотой век» гонконгского кино подходит к концу, Курата
продолжает участвовать в новых проектах в Гонконге, на Тайване и на Филиппинах, но
основная работа ожидает его на родине. Мастеру уже давно за пятьдесят, и он не
только старший сэнсэй «Боевого клуба Кураты», но ещё и глава рекламного агентства
«Kurata Promotion», ректор частного колледжа «Университет творчества, искусства, музыки
и социальной работы», а также главный директор «Всеяпонской лиги нунчаку-до» («Zen
Nippon Nunchaku-do Renmei»). Он занят настолько, что не успевает работать над собственными
продюсерскими проектами в большом кино.
В 2004 году Ясуаки Курата выпускает книгу мемуаров. О названии книги догадаться
нетрудно - «Гонконгская звезда боевиков» и никак иначе.
Правда нет, нет да и находит время Ясуаки Курата, чтобы сняться в новом фильме, так
в 2003 году вышел боевик «Жёлтый дракон», в котором он сыграл главную роль. А в 2006-м
произошло то, о чём поклонники Кураты и Чибы уже и не мечтали - оба мастера вновь
снялись вместе в боевом фэгтези фильме «
Легенда о семи монахах» («Владыка грома»). Фильм поставил режиссёр
Кэндзи Танигаки. В этой картине нет ни эпического пафоса, ни парафиновых слёз. «У
всех режиссёров, которые начинали как постановщики боёв, есть одна общая
слабость, - рассказывает режиссёр «Легенды о семи монахах» Кэндзи Танигаки. -
Стоит им впервые попасть в режиссёрское кресло, и они сразу же стараются доказать
свою творческую состоятельность - строят драму, разводят сопли. В отличие от них, я
всячески пытаюсь этого избегать, ведь мой зритель ждёт совершенно другого».
Вы уже наверняка догадались, что «
Легенда о семи монахах» - режиссёрский дебют Кэндзи Танигаки, который
до этого более пятнадцати лет проработал в гонконгском кино как спортсмен и
хореограф. Если вы видели хотя бы пару китайских фильмов с нехорошими японцами,
скорее всего, Кэндзи был среди них. Танигаки - выпускник спортивной школы Ясуаки
Кураты, хотя ученик и сэнсэй близко сошлись только в 1994 году на съёмках картины
Гордона Чана «Кулак легенды». Там Курата играл учителя и друга Джета Ли, а Кэндзи
маячил где-то в массовке. Роль у него была небольшая, но сэнсэй его приметил и стал
приглашать в свои зарубежные проекты, а недавно сделал ему предложение, от
которого отказаться было бы трудно: вместе снять хорошее олдскульное фэнтези.
Кэндзи согласился: десятки его бывших соучеников о подобном могли только мечтать.
Вскоре эти однокашники стали толпами приходить на съёмочную площадку «Легенды о
семи монахах», чтобы увидеть мастер-класс своего сэнсэя. Количество зрителей
стало расти в арифметической прогрессии, когда выяснилось, что соперником героя
Кураты в финальном поединке будет его давний коллега Сонни Чиба. Старики (а им
обоим уже за 60) неделю демонстрировали такие чудеса ловкости и скорости, что
киноплёнка за ними попросту не успевала.
Стать хорошим бойцом не просто, а стать хорошим сэнсэем сложнее в сотни раз. Сонни
Чиба и Ясуаки Курата - хорошие сэнсэи. Они доказали это лет тридцать назад и с тех
пор уверенно держат марку. Будем надеяться, что и в будущем они не раз ещё порадуют
нас своими ролями в отличных фильмах.