Константин Васильевич Скоробогатов родился 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1887
года в селе Александровское, ныне - в черте г. Санкт-Петербурга.
С 10 лет работал на Обуховском заводе.
С 1903 играл в любительских спектаклях, с 1905 - в профессиональных театрах Саратова,
Самары, Иркутска, Петрозаводска. В 1926 году Константин Скоробогатов вернулся в
Ленинград.
В 1928 - 1935 гг. - актёр ленинградского Большого драматического театра, с 1936 года -
актёр Академического театра драмы им. Пушкина (с 1951 - его директор).
Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Ленин" Каплера и Златогоровой. Лучшие роли:
Швандя ("Любовь Яровая" Тренева), Братишка ("Шторм" Билль-Белоцерковского), Годун
("Разлом" Лавренева), Егор Булычев, Достигаев, Антипа Зыков, Лука ("Егор Булычев и
другие", "Достигаев и другие", "Зыковы", "На дне" Горького), Яго ("Отелло" Шекспира),
Суворов ("Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского) и др.
В кино с 1936 года, первая роль - полковник Степанов в фильме "Федька". Снимался в
кино, сыграл заглавные роли в фильмах - "Пугачев" (1937), "Пирогов" (1947).
Детство. Театр
Константин Скоробогатов родился в семье рабочих Обуховского завода и сам с
10-летнего возраста начал работать на этом же заводе. Там же, в драматическом
кружке, он начал свою актерскую жизнь.
В 1904 году, когда Константин решил стать профессиональным актером, началась его
кочевая жизнь: зимой он выступал в полупрофессиональной труппе
И.Львова-Белозерского, в спектаклях Народного дома, а летом, в составе
«товарищества на паях», отправлялся на гастроли в провинцию. Кочевая жизнь
продолжалась до 1922 года, когда Скоробогатов после нескольких сезонов в театрах
Петровска, Самары, Саратова, обосновался в Петрограде, где, сменив несколько
театров, - Театр им. Луначарского при заводе «Красный путиловец», Красный театр,
Театр строителей - вступил в 1928 году в труппу БДТ.
БДТ
В БДТ Скоробогатов пришел опытным актером, за плечами которого были сотни
сыгранных ролей в русском классическом репертуаре и в первых советских пьесах. Он
имел репутацию крепкого профессионала, актера-почвенника, чья область - русские
национальные характеры, такие как Любим Торцов в «Бедности не порок», Осип в
«Ревизоре», Клещ и Лука в «На дне».
Скоробогатов играл Швандю в «Любови Яровой» и Виленчука в «Шторме», но его
признанной и зрителями и критиками удачей стал Нефедыч в «Товарище
Семивзводном»: актеру лучше удавалось передать спокойную мудрость и жизненную
основательность старого боцмана, из породы правдоискателей, чем ликующий
оптимизм революционных «братишек». В БДТ талант Константина Васильевича,
поддержанный серьезной режиссурой, обрел новое дыхание. Не без влияния
Н.Монахова, как признавал сам Скоробогатов, окрепло его пристрастие к
пластической разработке роли: актер и раньше пытался компенсировать схематизм
героев первых советских пьес вниманием к внешней характерности персонажа. В
каждом спектакле он искал для своего персонажа колоритный внешний облик, грим,
походку, интонации.
Александринский театр
Первые работы Скоробогатова в Александринском театре (с 1937 - Театр им. А. С.
Пушкина, с 1991 он называется - Российский государственный академический театр
драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр)) - эпизодическая роль Федора в
«Свадьбе Кречинского», где Ю.Юрьев играл Кречинского, а Б.Горин-Горяинов
Расплюева, Роман Круча в «Банкире», Вернон в «Мачехе» - были замечены и одобрены,
как и острый сценический рисунок, найденный актером для роли немецкого шпиона
Галкина-Келлера в «Очной ставке».
Но «звездный час» для Константина Васильевича наступил позже, в 1939 году, когда он
получил роль Суворова в спектакле «Полководец Суворов»: после премьеры об актере
заговорил весь город. В исполнении Скоробогатова Суворов предстал не богатырем,
не эксцентрическим чудаком, а героем солдатских и крестьянских исторических
песен: «отец родной», «наш батюшка». Актер не затушевывал колючесть характера
своего героя: его Суворов, со смешным хохолком из седых волос на голове,
нахохлившийся как птица, с летящей походкой, озорничал со вкусом, дурачился,
разыгрывая придворных, был насмешлив и обидчив.
В том же 1939 году, когда состоялась премьера «Полководца Суворова», Скоробогатову
поручили роль Ленина в пьесе «Ленин». В те годы это было почетным и ответственным
поручением, которое доверялось не каждому: Константин Васильевич же после
сыгранного в кино
Пугачева (1936), после Суворова обрел репутацию мастера исторического
портрета. Скоробогатова обычно называли в одном ряду с первыми исполнителями
роли Ленина с Б.Щукиным и М.Штраухом, хотя и упрекали за некоторое «опрощение»
образа великого человека. Он меньше, чем его предшественники, был похож на Ленина,
да и не стремился к портретному сходству, но более настойчиво старался снять
«бронзу» с этого образа: в рецензиях писали о мягкости, задушевности, обаянии и
доброте его Ленина.
Одной из последних работ Константина Васильевича стал Лука («На дне», 1956). В этом
спектакле актер отказался от «разоблачения» Луки, наделил своего героя искренним
сочувствием к униженным и оскорбленным, желанием утешить их, помочь добрым
словом, и в рецензиях Луку Скоробогатова называли «светлым», «благостным»,
«добродушным».
В 1950-е годы, кроме Градобоева и Луки, актер играл Крутицкого («На всякого мудреца
довольно простоты»), Клавдия («Гамлет»), Лемма («Дворянское гнездо»), Шварца
(«Потерянный сын»). В 1960-е годы по состоянию здоровья он реже выходил на сцену, но в
его репертуаре неизменно оставался Лука. Пьеса «На дне», лежавшая у истоков
творческой биографии Скоробогатова, завершила сценическую биографию мастера.
Скончался 28 июля 1969 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках
Волковского кладбища Санкт-Петербурга. На доме в Ленинграде, где жил
Скоробогатов, установлена мемориальная доска.