Леунг Ка-Ян родился 20 января 1949 года и кунгфу он никогда не занимался. Тем не менее,
Ка-Ян всегда был довольно симпатичным, атлетичным и хотел сниматься в кино - это
желание заставило его в начале 70-х написать письмо на студию Shaw Bros с просьбой дать
ему шанс. Шанс ему дали и отдали под покровительство одного из самых влиятельных
режиссеров того времени, Чанга Че. В 1974-м году Леунг снялся в двух его фильмах - «
Боевые искусства Шаолиня» и «Пять шаолиньских мастеров» -
причем, в отрицательных ролях.
Как уже было сказано выше, у Леунга на тот момент не было никакой боевой
подготовки, поэтому свои «роли», состоявшие в основном из злодейских гримас и
кунгфу-поединков, он разучивал, «вызубривая» движения, которые ему показывали
кунгфу-хореографы. Некоторые источники (например, биографии актера с официальных
DVD картин Shaw Bros) утверждали, что Леунг занимался боевыми искусствами с детства, но
это не так. Саммо Хунг и Лиу Чиа-Лянг не раз тепло отзывались о Леунге в интервью
именно с этой точки зрения - Ка-Ян был настолько прилежным учеником, что нередко
выглядел на экране лучше, чем его партнеры - заслуженные мастера боевых искусств.
Какое-то время Леунг продолжал работать под началом Чанга Че, однако спустя
несколько лет стало ясно, что именитый постановщик не собирается делать из него
полноценную звезду - в «
Марко Поло» (1975), «Армии
семерых» (1976), «Восстании боксеров» (1976), «Мстителях из Шаолиня» (1976) и «Новых
шаолиньских боксерах» (1976) Леунг по-прежнему прозябал на второстепенных (и
преимущественно отрицательных) ролях. С 1977 года Ка-Ян уходит «на вольные хлеба» и
в последующие несколько лет появляется в серии значительных картин, снятых на
других студиях, - «Железной обезьяне» (1977), «Когте орла» (1977), «Двух рыцарях» (1978).
Какое-то время его роли все равно не становились больше, но в 1978 все резко,
буквально в один миг изменилось.
Все началось с того, что Леунг начал работать с Саммо Хунгом - сначала он появился
в небольшой (и опять отрицательной) роли в «Входит толстый дракон» (1978), а затем
сыграл мастера винг чуна, обучающего кунгфу героев Саммо Хунга и Казановы Вонга, в
эпохальных «Воинах вдвоем» (1978). Последний фильм стал большим хитом, что очень
сыграло Леунгу на руку - конец 70-х был переломным моментом в боевом кино Гонконга,
одна за другой зажигались новые звезды, а Джеки Чан и Саммо Хунг смело ломали его
каноны, внедряя в свои фильмы юмор и зрелищную акробатику. Леунг Ка-Ян оказался в
нужном месте в нужное время.
Примерно тогда он окончательно остановился на своем образе «бородача», который
так запомнится его фанатам - копна волос и густая, но аккуратная борода. Вдобавок
он оказался прирожденным комиком - это не рассмотрели в свое время ни Чанг Че, ни
даже Саммо Хунг, ни Карл Мака, снявший Леунга в 1979-м году в своих «
Его
зовут Никто» и «Странной парочке». А вот Тедди Йип, поставивший в том же 1979-м
кунгфу-боевик «
Спящий кулак»,
увидел - в итоге его фильм стал одним из самых удачных клонов успешного «Пьяного
мастера».
Хитовые кунгфу-комедии с участием Леунга пошли плотным косяком - «
Драка» (1979), «Двое в пути» (1980),
«
Жертва»
(1980), «
Разящие богомолы» (1980), «
Дредноут» (1981), «Чудо-воины»
(1982). Периодически Леунг появлялся в более серьезных картинах - «
Почтальон наносит ответный удар» (1982), «
Легенда о бойце» (1982) - но все равно часто возвращался к комедии. В
середине 80-х Леунг вновь вернулся на Shaw Bros., на этот раз уже в качестве настоящей
звезды (он снялся в фильмах «На тайной службе королевского двора» (1984), «Новые
истории летающего лиса» (1984), «
У опасности два лица» (1985), «Как выбрать королевскую невесту» (1985) и
«Крестный отец из Гонконга» (1985)), но студия в те времена доживала свои последние
дни, и даже несмотря на то, что большинство этих фильмов были современными
боевиками, а не «олдскульными» кунгфу-экшенами, большим успехом эти ленты не
пользовались.
Когда в середине 80-х в гонконгском кино произошла «переоценка ценностей» и
исторические кунгфу-боевики окончательно вышли из моды, Леунг Ка-Ян, как и многие,
серьезно потерял в популярности, но работу в кино не оставил. Снимался он реже, чем
раньше, зато «метко» - например, на первое время ролями в своих фильмах его
поддерживал Юэнь Ву-Пинг («Встреча с вампиром» (1986), «
Клетка тигра»
(1988)). С конца 80-х ситуация выправилась - в Леунге Ка-Яне увидели отличного
характерного и комического актера. В комических ролях он много снимался у Стивена
Чоу («
Мой герой» (1990, режиссером был сам Леунг Ка-Ян), «
Легенда о драконе» (1991), «Правосудие в моей ноге» (1992), «
Флиртующий ученый» (1993), «Пробейся назад в школу 3» (1993), «Из тьмы» (1995)) и
часто появлялся в недорогих, но впоследствии не забытых боевиках - «
Красный щит» (1991), «Перестрелка» (1992), «
Огненный
гепард» (1992).
На протяжение 90-х годов и последнего десятилетия он снимался в двух-трех фильмах в
год, и хотя главные роли ему если и доверяли, то очень редко, его имя до сих пор на
слуху, а это многого стоит. Отчасти этому помогло и то, что последние годы Леунг
часто снимается на телевидении, а частично дело в том, что Леунг стал все чаще
самолично садиться в режиссерское кресло. Его режиссерский дебют состоялся в 1984
году (это был провальный боевик «Гнев»), но основательно «расснимался» он только с
наступлением Миллениума - с 2000-го по 2003-й год он снял пять фильмов, пусть все они
были низкобюджетными.