Иосиф Ефимович Хе́йфиц (1905 - 1995) - советский и российский кинорежиссёр,
сценарист, педагог. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1946). Народный артист СССР
(1964). Герой Социалистического Труда (1975). Кавалер ордена Ленина (1975).
Хейфиц Иосиф Ефимович родился 17 декабря 1905 года в Минске.
Учился в Ленинградском техникуме экранных искусств, на кинофакультете Института
истории искусств. С 1928 по 1950 годы все свои фильмы ставил совместно с А.Г. Зархи. В
центре магистрального киносюжета, слагаемого И.Е. Хейфицем, даже когда он насыщен
явной общественной значимостью («
Депутат
Балтики» или «
Член правительства»), находится частная жизнь человека. В 1930-е годы это
обстоятельство вызывало критические налеты. Профессора Полежаева называли
«гимназистом, обложенным ватой», «рождественским дед морозом». Передовую
колхозницу Александру Соколову обвиняли в «плаксивости», в том, что она слишком
«баба».
В 1950-е годы такой герой оказался более внятен и вместе с тем любим зрителем. В
картинах «
Большая семья»
и «
Дело
Румянцева», при всей их насыщенности советскими мифологемами, сюжет строится
на конфликте «индивид - коллектив». И доброкачественность семейного или
трудового коллектива проверяется тем, насколько он в своей жизни учитывает
самоценность индивидуальности, часто выпадающей из общих правил существования.
В 1960-1980-е годы, концепция киногероя у Хейфица заметно усложняется, может быть,
поэтому его привлекает чеховская и тургеневская проза, произведения
современников Павла Нилина и Бориса Васильева. Стихийная преднамеренность
жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а
вследствие этого противоречивость её жизненной позиции, несовпадение с
устоявшимися представлениями о нормах поведения - вот что становится главным
предметом художественного интереса.
В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли»,
предложенное режиссёром, - «
Плохой хороший человек». Действительно, каков здесь Лаевский в
исполнении О.И. Даля или фон Корен В.С. Высоцкого? А Таня Фешева из «Единственной»
по рассказу Нилина «Дурь», сыгранная Еленой Прокловой, или её молодой супруг Коля
(Валерий Золотухин)? «Упрощённые мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к
человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» - сказанное
Хейфицем по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних
десятилетий.
Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актёрским
режиссёром. Установка на актёра определяет систему выразительных средств:
крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой;
психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж,
позволявший актеру проявить себя. Последний фильм мастера - «
Бродячий автобус». И здесь режиссёр, будучи уже в довольно почтенном
возрасте, нашел новый творческий поворот, но, опираясь на привычное внимание к
человеку и среде его бытия. Остро кризисных ситуаций, как было в сюжетах прошлых
лет, здесь вроде бы и нет. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими
актёрами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг проистекает жизнь,
страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то
момент никому не известные провинциальные актёры начинают играть саму жизнь, за
что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.
Сыновья - режиссёр Дмитрий Светозаров и кинохудожник Владимир Светозаров, а
также польский кинооператор Юлий Иосифович Жеймо (от брака с актрисой Яниной
Жеймо).
Иосиф Хейфиц ушел из жизни 24 апреля 1995 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на
Мемориальном кладбище в посёлке Комарово.