Театр
Игорь Ильинский родился 24 июля 1901 года в Москве, в семье врача, актера-любителя. В
1917 выпускник класса Флеровской гимназии Ильинский поступил в театральную студию
Ф. Ф. Комиссаржевского и еще студийцем играл слуг, шутов, вестников, стариков в
постановках Комиссаржевского, по возможности разрабатывая каждую «роль»
самостоятельно.
Его первый выход на сцену состоялся 21 февраля 1918 года в роли старика в
«Лисистрате» Аристофана. После этого Ильинский выступал на многих московских
сценах - в оперетте, в кабаре «Летучая мышь», в «Театре революционной сатиры», в
1-ой студии МХТ.
В начале 1919 года его наставник Ф.Ф. Комиссаржевский эмигрировал из Советской
России, а его студия закрылась. С 1920 года его актерская судьба была связана со
Всеволодом Мейерхольдом. В начале 1920-х годов молодой Ильинский был самым
талантливым представителем «левого фронта», одним из ведущих его актеров. Первый
и настоящий успех 21-летний Игорь Ильинский узнал в роли Тихона (Гроза, Московский
Драматический театр), а затем в роли Брюно (Великодушный рогоносец).
За время сотрудничества со Всеволодом Мейрхольдом (1920-1935) Ильинский сыграл в
постановках мастера фермера Гислена (Зори), Соглашателя-меньшевика
(Мистерия-Буфф), Расплюева (Смерть Тарелкина), Аркашку Счастливцева (Лес), Фамусова
(Горе от ума), Присыпкина (Клоп), матроса Семушкина (Последний решительный), Ломова
в Предложении А. П. Чехова (спектакль 33 обморока). Игра Ильинского разрушала
границу между «малым» и «большим» искусством, «малое» обращала в «большое». Актер
достигал сильнейших комических эффектов приемами деформации: внезапная гримаса
на равнодушном лице исчезала так же быстро, как и появлялась. Неистощимый
изобретатель на сцене, оригинальная личность, обладатель первоклассного
дарования, Ильинский всегда подчеркивал свою «современность».
В 1938 году Ильинский поступил в Малый театр. На сцене Малого Ильинский дебютировал
в роли Хлестакова {Ревизор Н. В. Гоголя, 1938). В репертуаре Островского сыграл
Аркашку Счастливцева, Шмагу (Без вины виноватые), Крутицкого (На всякого мудреца
довольно простоты, Юсова (Доходное место) и др. Много выступал в современных
пьесах. Особенным успехом пользовалась роль председателя колхоза Чеснока в
спектакле В степях Украины А. Е. Корнейчука (1949).
Два художественно современных, зрелых создания Ильинского связаны с именем Л. Н.
Толстого. Образ ясноглазого старика Акима (Власть тьмы) в исполнении Ильинского
был признан глубоко самобытной фигурой эпического масштаба. Уникальное творение
Ильинского - образ Льва Толстого, последняя роль артиста в театре (спектакль
Возвращение на круги своя).
С 1958 года разносторонний талант Ильинского проявился и в режиссуре. Его
постановки
Ярмарка тщеславия У. Теккерея (1958),
Любовь Яровая
К. А. Тренева (1960).
Кино
В 1924 году к театральной славе Игоря Ильинского прибавляется еще одна -
кинематографическая.
Он снимается сразу в двух фильмах: у Якова Протазанова в «Аэлите» (роль сыщика
Кравцова) и у Юрия Желябужского в «Папироснице от Моссельпрома» (роль Митюшина).
Оба фильма пользуются огромным успехом у зрителей и делают Ильинского широко
популярным актером. Этот успех закрепляется ролью Пети Потелькина в комедии Я.
Протазанова «
Закройщик из Торжка», вышедшей на экран в 1925 году.
Эпоха «великого немого» неразрывно связана с именем Ильинского, он снялся в 10
фильмах этой эпохи: «
Аэлита», «
Папиросница от Моссельпрома», «
Закройщик из Торжка» (1924), «
Поцелуй Мэри Пикфорд», «Мисс Мэнд», «
Когда пробуждаются мертвые», «
Процесс о трех миллионах», «
Кукла с миллионами», «Праздник св. Йоргена» (последняя лента немого
кино, 1929-1930). Об Ильинском-киноартисте писали, что он «здоровее и биологичнее
Чаплина».
В звуковом кино артист создал незабываемые образы. В музыкальной картине
Григория Александрова «
Волга-Волга» это
яркий и запоминающийся образ бюрократа Бывалова. Фильм «
Карнавальная ночь», вышедший на широкий экран в 1956 году, мгновенно стал
фаворитом. Он занял в прокате 1-е место, собрав 48,64 млн. зрителей».
В 1960 году Игорь Ильинский вступает в Коммунистическую партию. По словам
очевидцев, делал он это неохотно, даже пытался протестовать, объясняя
райкомовским работникам, что он верующий. Но его все равно уговорили. Сказали:
«Вступив в партию, вы сможете помочь многим своим друзьям и коллегам». Знали, что
против этого аргумента Ильинский не найдет возражений. Игорь Ильинский
действительно многим помогал: кому-то выбивал квартиру, кому-то очередное звание,
а некоторым и место на кладбище.
Одной из лучших работ выдающегося актера стала характерно-героическая роль
Кутузова в великолепной комедийной ленте «
Гусарская баллада», поставленной Э. Рязановым в 1962 году. Кроме того,
актер много выступал на эстраде - читал произведения классиков, сотрудничал с
радио и телевидением, поставил несколько фильмов.
Личная жизнь
С первой женой Игорь Ильинский прожил более двадцати лет, и ее смерть была тяжелым
ударом для актера. Его даже посещали мысли о самоубийстве.
В 1949 году Игорь Владимирович Ильинский познакомился со своей будущей новой женой.
Это произошло на репетиции шекспировской «Двенадцатой ночи», в которой Татьяна
Еремеева получила одну из ролей. Это знакомство произошло в Татьянин день - 25
января.
В течение двух лет Игорь Ильинский и Еремееева встречались (попутно Еремеева
оформила развод со своим первым мужем), после чего приняли решение пожениться.
Было это в 1951 году. А год спустя на свет появился сын Володя.
Стоит отметить, что новорожденного его родители тайно крестили у себя на даче во
Внукове. Для этой цели был специально приглашен хорошо знакомый Игорю Ильинскому
священник - отец Александр. Однако, несмотря на всю секретность, с какой была
обставлена эта церемония, она вскоре стала известна КГБ. Но на карьере Ильинского
это не сказалось.
В течение всей творческой жизни, начиная с 1919, Ильинский много времени и внимания
уделял художественному слову, выступал на эстраде и на радио с чтением басен,
стихов, прозы. В его репертуаре были И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Маяковский, Чехов, М.
Е. Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским Отрочество Толстого и
Старосветские помещики Гоголя. Почти все литературные концерты Ильинского были
экранизированы на телевидении в четырех телефильмах (1968-1970).
По словам близких, в 70-е годы Игорь Ильинский стал иначе относиться к своим ранним
фильмам, которые принесли ему славу. Некоторые из них (особенно «
Праздник святого Йоргена») ему было стыдно смотреть.
Игорь Ильинский ушёл из жизни 13 января 1987 года. Похоронен актёр в Москве на
Новодевичьем кладбище.