Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в селе Камень, Барнаульского
уезда, Томская губерниии, Российская империя (в настоящее время город
Камень-на-Оби, Алтайский край, Россия). Его родители - коренные сибирские «чалдоны»
- крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные
баржи. В 1904 году отца убили в драке. Потом мать уехала на заработки, а Ваня жил в
большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик
помогал по хозяйству, был пастухом.
Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где
она жила с мелким торговцем фруктами - татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим
отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не
выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, тот позорно бежал и спрятался в
полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти «в люди»...
В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал
в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й
и 4-й степеней.
В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии
и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в
политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в
театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием
Александровым.
Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге
он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной
драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли
Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством,
что вскоре отправились в Москву.
В столице Пырьев играл в Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле
«Мексиканец» у Сергея Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке «
Дневник
Глумова» он появился в костюме клоуна.
Поссорившись с режиссером, Пырьев ушел к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился
благодаря зеленому парику в роли Буланова в «Лесе». Одновременно Пырьев
руководил рабочими самодеятельными кружками, где ставил агитки и оратории на
злободневные темы.
В 1923 году он окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился Иван и на режиссерском
отделении. Наконец судьба привела его в кино. Пырьев начинал как помощник
режиссера. Вскоре о нем заговорили как о «короле ассистентов». Утверждали, что
даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьется успеха.
Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай. На кинофабрике «горел» сценарий Н.
Эрдмана и А. Мариенгофа «
Посторонняя женщина», рассчитанный на летнюю натуру, а дождливое лето
1928 года уходило. Пырьев за три недели переписал сценарий и за три месяца сделал
сатирическую комедию. В главной роли снялась Ольга Жизнева.
Но второй сатирический фильм Пырьева «
Государственный чиновник» (1931) был подвергнут критике и, как
следствие, переделке. В те времена было немало чиновников, считавших, что в
социалистическом обществе сатире места нет...
Следующая лента Пырьева «Деревня последняя», начатая в 1931 году, была посвящена
возникновению колхозов и борьбе с кулачеством. Но в процессе работы режиссера
отстранили от постановки «за противопоставление интересов картины интересам
государства»...
Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил
режиссера и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую
киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.
В 1933 году Пырьев выпускает драму из жизни трех немецких девушек «
Конвейер смерти» - звуковой фильм, снимавшийся в недостроенных
павильонах «Мосфильма» на Потылихе. Актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и
Вероника Полонская создали привлекательные образы молодых работниц.
После «Конвейера смерти» снова последовал длительный перерыв в работе режиссера,
заполненный поисками своей темы. К сожалению, экранизация «Мертвых душ»
(совместно с М. Булгаковым) не состоялась.
Наконец Пырьев взялся за произведение сценаристки Катерины Виноградской -
«Анка». Эта драма о бдительности и важности партийных документов имела успех.
Финальные эпизоды картины, когда разоблачают кулака, укравшего у своей жены
партийный билет, чтобы передать его шпионке, были поставлены Пырьевым и сыграны
актерами с истинным драматизмом. В руководстве страны фильм был высоко оценен и
получил название «
Партийный
билет» (1936).
Однако этот успех не укрепил положения Пырьева на «Мосфильме». Рассорившись с
дирекцией, он отбыл в Киев, где взялся за сценарий молодого кинодраматурга
Евгения Помещикова. Музыкальная комедия «
Богатая
невеста» (1939) была с восторгом встречена зрителем. Пырьев пронизал все эпизоды
стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй веселостью. Композитор Исаак
Дунаевский написал превосходную музыку. Исполнительница главной роли Марина
Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того,
стала второй женой Ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.
Возвратившись на «Мосфильм», Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной
принялся за новую комедию - «
Трактористы» (1939).
Ее сюжет во многом повторял «Богатую невесту». Только по сравнению с веселой
Маринкой новая героиня Ладыниной, бригадир трактористок Марьяна Бажан,
отличалась более волевым характером и современными манерами. В этой картине
блистали также молодые актеры Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников.
Песня о трех танкистах и марш братьев Покрасс из «Трактористов» популярны в
народе до сих пор.
Разработанная Пырьевым в «Богатой невесте» и «Трактористах» поэтика
бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным
эталоном советской комедии 1930-х годов.
Одну из лучших своих картин, «
Свинарка и пастух», Пырьев заканчивал в осенние месяцы 1941 года, когда на
Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в стихах
(сценарий Виктора Гусева) с превосходной музыкой Тихона Хренникова. Любовь юной
свинарки Глаши (Ладынина) из Вологды и лихого чабана Мусаиба (Зельдин) из
Дагестана родилась на московской Сельскохозяйственной выставке. Казалось бы,
война и комедия, - вещи несовместимые. Но успех фильма превзошел все ожидания.
Во время войны Пырьев поставил фильм «
Секретарь райкома» (1942) - о действиях партизан. Образ командира
партизанского отряда Кочет (актер Ванин) был первым и одним из лучших образов
героев войны, народных мстителей.
Когда
советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру
музыкальной лирической комедии, поставив «В шесть часов вечера после войны»
(1944), где он представил, какой будет радость победы, - с салютом, с народом, вышедшим
на ярко освещенные площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссера
сбылось.
Тогда кинематограф еще не знал термина «мюзикл». Но
именно мюзиклом следует назвать и «В шесть часов вечера после войны», и следующую
работу Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948). Музыка стала темой и сюжетной
основой картины, рассказывающей о том, как раненый пианист уезжает в Сибирь, где
становится композитором. Рядом с Ладыниной, Андреевым, Зельдиным выразительно
играли молодые артисты Владимир Дружников и Вера Васильева.
Фильм был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть
зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии.
Пырьев получил звание народного артиста СССР.
Драматург Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма «Веселая ярмарка»,
где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных
скачках, и в соревнование председателей колхозов вмешивалась любовь. Роль
Пересветовой стала лучшей работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов
убедительно сыграл Гордея Ворона, «казака лихого, орла степного». Песню «Каким ты
был» на стихи Матусовского написал Исаак Дунаевский. Перед выходом на экраны
фильм посмотрел Сталин и предложил вместо «Веселой ярмарки» новое название - «
Кубанские казаки» (1950).
Вначале картина была восторженно принята и зрителями и прессой. Ее мелодии
звучали повсюду, ее персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою
шестую Государственную премию. После смерти Сталина фильм начали критиковать,
обвинять в «лакировке действительности», чуть ли не в дезориентации
общественного мнения.
Трудно
сказать отчего - от несправедливой ли критики «Кубанских казаков», или по какой
другой причине, но Пырьев отошел от комедии. Неожиданно для всех он устремился в
документальное кино, сделав три фильма о молодежи «Мы за мир!» (совместно с И.
Ивенсом) о молодежном фестивале в Берлине, «Песня молодости» и «Спортивный
праздник молодежи».
Бытовые драматические современные картины Пырьева «
Испытание верности» (1954), «
Наш общий
друг» (1962), «
Свет далекой звезды» (1965) трудно отнести к творческим удачам режиссера,
прежде всего из-за слабости сценариев.
В «Испытании верности» в последний раз у него играет Марина Ладынина. Нет, они еще
не расстались. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои
отношения, а в следующем году в ресторане «Арагви» отметили 20-летний юбилей
совместной жизни...
Пырьев любил русскую литературу. После каждой комедии он упорно добивался
постановки «Мертвых душ», «Ревизора». Задумывался о «Капитанской дочке» и об
«Анне Карениной». Особо восхищался Достоевским «Какие характеры, какие страсти!»
Готовил киноварианты чуть ли не всех романов и повестей великого писателя!
В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа «
Идиот». Успех первой серии «
Идиота»
(«Настасья Филипповна», 1958) был несомненен. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия
Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены,
особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер
показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей.
Пырьев экранизировал другое произведение Достоевского - «Белые
ночи» (1960) и потерпел неудачу. Как пишет Р. Юренев, в этой картине «не было
завораживающего волшебства пустынного ночного Петербурга, не было щемящего
ощущения неосуществимости мечты, недосягаемости счастья...».
Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью.
Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с
зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого
художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным
руководителем «Мосфильма». Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма»
(1954-1957).
«Иваном Грозным» называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь,
восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и
эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких
руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР -
истинное детище Пырьева.
Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из
художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв
усугубили его увлечения на стороне. Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле
Скирде , воспитаннице Юрия Завадского. После развода родителей и размена квартиры
в высотке на Котельнической набережной сын Андрей ушел с отцом...
Когда Союз
кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло
другому, а сам приступил к экранизации «Братьев Карамазовых» (1967-1968). По мнению
киноведов, режиссер проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое
понимание индивидуальных особенностей несхожих между собой актеров. И старый
мхатовец, игравший Федора Карамазова на сцене, М. Прудкин, и вахтанговец М.
Ульянов, и товстоноговец К. Лавров, и молодые артисты театра «Современник» А.
Мягков и В. Никулин, и Л. Скирда-Пырьева сделали все возможное, чтобы воплотить
сложнейшие характеры романа.
Над трехсерийным фильмом Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7
февраля 1968 года, вернувшись со студии, Иван Александрович лег, уснул и не
проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество
инфарктов, перенесенных в работе, на ногах...
Иосиф Маневич, редактор и сценарист, работавший с Пырьевым на «Мосфильме»,
вспоминал «Неукротим он был во всем, никогда не сдавался ни в споре, ни в
преферансе, ни в любви, ни на бильярде, ни на съемках, ни в больнице перед лицом
смерти. И врачи разводили руками перед всякими его анализами, по показаниям
которых он давно должен был умереть».
Актеры М. Ульянов и К. Лавров закончили фильм в соответствии с замыслом и
намерениями автора-постановщика.
На
Международном кинофестивале в Москве (1969) Ивану Александровичу Пырьеву был
присужден специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство.