Ива́н Васи́льевич Бобро́в — советский кино и театральный актёр.
Родился 7 февраля 1904 года в Москве в семье служащего.
Семья
Отец — Василий Иванович Бобров (1882—1924), присяжный поверенный.
Мать — Ольга
Семёновна Боброва (1885—1965), домохозяйка.
Брат — Владимир Васильевич Бобров (1908—1960).
Сестра — Зинаида Васильевна Боброва (1911—1990).
Ранние годы
В 1917 году окончил Городское начальное училище, с 1918 года работал агентом по
транспорту Сущёвско-Марьинского райсовета, с 1920 года — экспедитором в Наркомлесе
и Рустрансе.
Кинематограф
Занимаясь делами далёкими от искусства, Иван Бобров высокий и фактурный, был
замечен ассистентами Сергея Эйзенштейна, подбиравшими непрофессиональных
исполнителей для фильма «
Броненосец «Потёмкин»», и приглашён на роль одного из молодых
матросов. Так, совершенно неожиданно, решилась его дальнейшая судьба.
В 1925 году дебютировал в кино, снявшись в роли молодого матроса в «Броненосце
„Потёмкине“». Картина прогремела на весь мир и кардинально изменила жизнь
Боброва. Обладая яркими типажными данными и выигрышной фактурой, Бобров был
востребован разными режиссёрами.
В 1926 году он сыграл главную роль - демобилизованного красноармейца
Крепыша в
одноимённом фильме Петра Малахова, затем появился в небольших эпизодах у
Всеволода Пудовкина в «Матери» и у Бориса Барнета в «Москве в Октябре». Все эти
картины получили тогда большой резонанс, что позволило Боброву поступить в
актёрский штат кинофабрики «Совкино» (будущий «Мосфильм»).
Спорт
В ноябре 1926 года Иван Бобров был призван в ряды РККА, где увлёкся боксом и даже
достиг на этом поприще определённых результатов. В 1927-1928 гг. он находился в
спортивной командировке в Осло (Норвегия) и Риге (Латвия), что, вероятно, стало
возможным, благодаря его сотрудничеству с органами ОГПУ (сохранилась
подтверждающая это справка). Демобилизовался из армии Бобров в 1929 году и сразу же
вернулся на кинопроизводство. Параллельно до 1931 года он совмещал съёмки в кино с
работой инструктором по боксу в спортивном обществе «Динамо», после чего
сосредоточился исключительно на актёрской профессии.
И снова кино
Начиная с 1929 года, Иван Бобров активно снимался, играя самые разнообразные роли.
По объёму они были небольшие и не требовали от их исполнителя больших актёрских
усилий. Режиссёров привлекали интересные типажные данные Боброва, идеально
подходившие для отрицательных персонажей, иностранцев, простых тружеников,
которых актёр переиграл в достаточном количестве. До войны наиболее заметными
работами Ивана Боброва стали Якуб в «Комете» Валерия Инкижинова, Макс в
«Конвейере смерти» Ивана Пырьева, председатель «чёрного барака» в «Чёрном
бараке» Николая Горчакова, Пикулин во «Вражьих тропах» Ивана Правова и Ольги
Преображенской, Абдулла в «
Джульбарсе» Владимира
Шнейдерова, Бордье в «Зорях Парижа» Григория Рошаля, кочегар Жуков в «Гибели
«Орла»», «Большой Джек» в «Боксёрах» Владимира Гончукова.
В годы войны и послевоенный период
В 1941 году был эвакуирован в Узбекистан, где до 1944 года снимался на Ташкентской
киностудии, по возвращении в Москву в 1945 году был включён в состав
Государственного театра киноактёра (Театр-студия киноактёра — с 1948 года), где
исполнял роли в спектаклях: «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д'Юссо, «Молодая гвардия»
А. Фадеева, «Остров мира» Е. Петрова, «Софья Ковалевская» Бр. Тур.
Параллельно Бобров продолжал сниматься в кино, появляясь на экране в том же
амплуа отрицательного героя. Среди его работ позднего периода: диверсант Иван
Кутырин («
Поединок»), король Муани-Лунг («
Пятнадцатилетний капитан»), золотоискатель Майк («Белый
клык»), Ясса («
Заговор обречённых»), Воронов («
Незабываемый 1919 год»).
В 1950 году за большой вклад в советскую культуру и искусство был награждён орденом
«Знак Почёта».
Личная жизнь
Высокий, спортивный, Иван Бобров постоянно пользовался вниманием женской
аудитории, проявлявшей к нему повышенный интерес. Впервые он вступил в брак в 1931
году, женившись на Лидии Кравченко, секретаре Генриха Ягоды. Вероятно,
познакомился он с ней в ОГПУ, поскольку с 1930 года продолжал сотрудничать с этой
организацией. Их семейный союз просуществовал недолго и распался уже через три
года. Таким же недолговечным оказался и следующий брак Боброва с актрисой
Натальей Гицерот. Более прочными и стабильными стали для Боброва отношения с
актрисой Валентиной Андреевной Зотовой (1914-?), с которой он прожил до конца своих
дней.
Кончина
В жизни Иван Бобров был компанейским человеком, спокойным, нераздражительным,
выпивал редко, никогда не позволял лишнего. Видимо, сказалась спортивная закалка,
выработавшая в нём самодисциплину, стремление к здоровому образу жизни. К
сожалению, эти благие стремления не уберегли его от ранней кончины. 12 апреля 1952
года во время прогулки с женой он почувствовал себя плохо и, придя домой,
скоропостижно скончался от инфаркта. Похоронили Боброва на Миусском кладбище
Москвы.
Постскриптум
25 апреля 1954 года, вдова актёра, Валентина Андреевна Боброва (Зотова) родила сына
Алексея, которого записала под фамилией и отчеством покойного мужа. Алексей
Бобров в дальнейшем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, в качестве актёра
снялся в фильме «Завещание профессора Доуэля». С конца 1980-х гг. проживает в
Нидерландах.
При создании страницы использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru