Жан-Пьер Кассель (фр. Jean-Pierre Cassel; настоящая фамилия - Крошон, Crochon) - французский
актёр театра и кино.
Трое его детей также стали актёрами: Венсан Кассель, Матиас Кассель и Сесиль
Кассель.
Ранние годы
Родился 27 октября 1932 года в Париже в семье врача и оперной певицы. Мать привила ему
любовь к сцене, и в возрасте 17 лет он записывается на курсы драматического
искусства Симона. На курсах Жан-Пьер отнюдь не блистает, и патриарх французского
актерского цеха Рене Симон сам пытается убедить юношу, что театр явно не для него.
Юный Жан-Пьер откровенно играет в лощеного денди-джентльмена и куда больше
восхищен англосаксонской культурой, чем языком Мольера и Расина, а изнурительным
репетициям классического репертуара предпочитает бурные ночи в клубах
Сен-Жермен-де-Пре. Именно в этом районе французской столицы собираются в начале
50-х веселые молодые люди, вместо модного в те годы среди интеллектуалов
экзистенциализма избравшие танцы до утра под безоблачную музыку американских
мюзиклов. Кумиры юного Касселя - Фред Астер и Джин Келли, и именно последний
замечает его в клубе и предлагает роль в своем фильме «The Happy Road» - так начинается
его настоящая кинокарьера (два случайных появления на экране до этого можно смело
проигнорировать).
Карьера в кино
Снимался в кино с 1953 года, в основном в эпизодических и второстепенных ролях. В 1956
году заявил о себе в многосерийном телефильме «Счастлива дорога».
Ж-П. Кассель прославился прежде всего в музыкальных фильмах и комедиях режиссёра
Филиппа де Брока. В 1959 году снялся в «Армии теней» и в 1960 - в «Кандиде» реж. Н.
Карбоно. Эти фильмы стали успешными, а Кассель популярным.
Первое экранное десятилетие проходит для Касселя безмятежно и весело.
Безупречная элегантность и воспитанность обеспечивает юноше роли у патриархов
«папиного кино», заметно побаивающихся наглых нападок непонятных юнцов Новой
Волны - Кассель снимается у Клода Отан-Лара, Жиля Гранжье, Жана Ренуара и Абеля
Ганса. С другой же стороны, Кассель как нельзя лучше подходит для мира молодежных
комедий начинающего Филиппа де Брока - актер снимется в целых четырех фильмах
режиссера, тиражируя все тот же легкий образ «современного молодого человека».
Блестящее владение английским позволяет Касселю регулярно сниматься у
иностранных режиссеров, и в этот временной период у актера заметен лишь один
серьезный «пробел» - он словно не заметил пресловутой Новой Волны, хотя по
возрасту вполне мог оказаться одним из ее основателей и адептов. Легкомысленный
денди Кассель оказался явно далек и от формальных исканий, и от левацкой
«киноправды» - безупречный глянец «целлулоидной грезы» оказался для него гораздо
ближе.
Творческий подъём
Кассель, как и положено настоящему денди, всегда много внимания уделял спорту и
здоровому образу жизни, так что в роли безмятежного молодого человека ему удалось
продержаться почти до 40-летнего возраста - в эти годы его «джентльменские ужимки»
начинают выглядеть почти откровенно комически. Клод Шаброль, смеясь, называет
актера «человеком с резиновым лицом» и чрезвычайно удачно использует его новый
облик в своем шедевре «
Разрыв», после чего в творческой
жизни Касселя начинается настоящий золотой период 70-х. Известность Жан-Пьеру
Касселю принесла роль Людовика XIII в международном проекте Ричарда Лестера «Три
мушкетёра» (1972) и «Четыре мушкетёра. Месть миледи» (1973) и исполнение главной роли в
фильме великого Луиса Бунюэля «
Скромное обаяние буржуазии» (1972).
Не желающий взрослеть, а потому смешной великовозрастный юноша из «хорошей
семьи», растерянный буржуа со свойственной этому классу «гнильцой», «воспитанный
подлец» или двуличный манипулятор - в это десятилетие Кассель создает свои лучшие
образы при помощи замечательных режиссеров: того же Шаброля, Мишеля Девиля и
великого Бунюэля. Учитывая немалое количество зарубежных картин, в 70-х Кассель
становится одним из самых известных французских актеров. «Англосаксонскую»
линию помогает продолжить старый друг-англичанин Ричард Лестер - сначала в
пародийных «Мушкетерах», а затем и в американском «Супермене-2». Вместе с тем, в 70-х
комедий в фильмографии ставится все меньше, а в 80-х они исчезают практически
полностью: происходящая смена поколений и приоритетов постепенно вытесняют
Касселя на второй план. Почувствовавший общую тенденцию актер не отчаивается - в
80-х он много играет в театре (причем в пьесах преимущественно классического
репертуара!), и на телевидении - за 15 лет он появляется более чем в полусотне
телефильмов и сериалов. А лучшей киноролью 80-х останется «
Форель» Джозефа Лоузи - в принципе,
потенциал Касселя в это десятилетие так и остался не использован
кинематографом.
1990-2000-е годы
Начало 90-х знаменуется первой для актера встречей с Робертом Олтменом в байпике о
Ван Гоге, однако настоящее возвращение на экран состоится благодаря сыну Венсану
- он вводит отца в круг талантливого поколения молодых режиссеров, выросших на
фильмах с участием Касселя-отца. Клод Шаброль, дважды снявший Жан-Пьера в своих
традиционно двусмысленных «буржуазных притчах», тоже добавляет актеру
популярности и, как два десятилетия назад, предлагает кинематографу новое амплуа
актера. Все тот же денди-буржуа, уже «поживший» и умудренный, но сохранивший как
прежние элегантность и спортивность, так и трезвость разума и довольно едкую
иронию - именно эта ироническая дистанцированность пришлась весьма к месту в
конце минувшего века.
Начиная с 2000 года Жан-Пьер Кассель снимается в фильмах молодых французских
режиссеров: «
Багровые реки
реки», «Нарколептик»,»Скафандр и бабочка», «Мишель Вайан», «Неискренность».
Только в 2006 году, не смотря на тяжелую болезнь снялся в 6 фильмах.
Кассель легко и органично переместился в категорию «отцов» давно выросших детей,
которые не собираются «выходить на пенсию» и доживать свой век в воспоминаниях и
поучениях - в начале нового тысячелетия актер оказался удивительно актуальным и
современным. До самого последнего времени Кассель выходил на сцену, выступал с
концертами, исполняя песни Сержа Генсбура, и даже поставил мюзикл из жизни Бориса
Виана, а о растущей популярности и востребованности актера ярко свидетельствует
фильмография последних лет. Невзирая на болезнь, только в 2006-м году Жан-Пьер
Кассель снялся в целых семи весьма разноплановых фильмах!
Все трое детей Жана-Пьера пошли по отцовским стопам, играя весьма заметную роль в
культуре современной Франции - Венсан и Сесиль, в свою очередь, стали актерами, а
Матиас известен любителям рэпа под именем «Rockin Squat» из группы «Assassin».
Жан-Пьер Кассель умер 19 апреля 2007 года в своей парижской квартире вследствие
продолжительной болезни (рака).