Копелян Ефим Захарович родился 12 апреля 1912 в белорусском городке Речица
Гомельской области.
Детство
Все домашние Ефима любили искусство, отец и братья артиста неплохо рисовали, два
брата Копеляна впоследствии стали художниками.
Однажды 12-летнему мальчику попалась книжка «Король Лир» Шекспира. Он прочитал ее
взахлеб, словно детектив, упустив, естественно, всю философию. После этого он
перечитал всего Шекспира. Впоследствии, когда он стал актером, детские
впечатления о Шекспире сыграли свою роль.
В детстве Ефим Копелян был уверен, что станет если не художником, то уж, во всяком
случае, архитектором. После окончания школы он приехал в Ленинград и, некоторое
время поработав токарем на заводе «Красный Путиловец», поступил в Академию
художеств на архитектурный факультет. Ему тогда было всего 17 лет. Будущее
виделось ясно и определенно - он станет знаменитым архитектором.
Учёба
Студентом архитектурного факультета подрабатывал статистом в Большом
драматическом театре, затем поступил в студию при театре, учился у К.К.Тверского.
Поступить в театральную Студию при БДТ Копеляна уговорил его приятель, учившийся
там. Копелян стал студентом первого курса театральной Студии.
Актерское мастерство в Студии преподавал Константин Константинович Тверской. В
1933 году он был также главным режиссером и художественным руководителем БДТ.
Тверской был очень строгий и требовательный педагог. Он любил повторять
студентам присказку: «Пять я ставлю господу Богу, четверку - себе, ну а тройку -
самому крепкому ученику». Но когда в конце второго курса стали объявлять оценки,
Тверской сказал: «На сей раз я изменяю своему правилу и ставлю пять ученику!..» И
Тверской произнес фамилию Ефима Копеляна.
В студии зарекомендовал себя как характерный актер. Исполнил роли в Интермедиях
М.Сервантеса, в Вечере русских водевилей, Самсона Силыча Большова (Свои люди
сочтемся А.Н.Островского), который был отмечен на страницах журнала «Рабочий и
театр».
Театр
По окончании студии в 1935 году Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые
годы в театре не были отмечены особыми удачами. Первой его ролью на
профессиональной сцене была роль кинооператора Буркова в спектакле «Не
сдадимся». Потом несколько лет следовали такие же малоприметные и
невыразительные театральные роли, более похожие на эпизоды.
Война застала БДТ в Баку на гастролях. По возвращении театра 4 июля 1941 в Ленинград
Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в
«Театре Народного ополчения», который вскоре превратился в «Ленинградский
фронтовой агитвзвод». Играл роли в спектаклях, поставленных В.Лебедевым.
11 февраля 1943 БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля
Копелян вновь актер БДТ. В середине 1940-х годов Копелян - «первый отрицательный
герой БДТ». Копелян вошел в неповторимый актерский ансамбль БДТ.
А с 1956 года, с приходом в театр Г. Товстоногова, у него практически не было
проходных ролей. Товстоногов увидел в Копеляне то, что не замечали другие
режиссеры, - не просто актера на отрицательные роли, но большого художника,
который мог создавать глубокие и неоднозначные сценические образы.
Творческое содружество Копеляна и Товстоногова началось с непритязательной
комедии «Когда цветет акация». При Товстоногове Ефим Копелян играл в театре очень
много (так же как и в кино). Играл роли крупные и маленькие - от романтического Дон
Сезара де Базана до Шанди из «Любови Яровой». Играл роли классического репертуара
и в современных пьесах. Был «социальным героем» и исполнял характерные и
героические роли, играл в спектаклях комедийных и трагедиях... Копелян был занят
почти во всех лучших спектаклях «раннего» Товстоногова: «Я, бабушка, Илико и
Илларион», «Горе от ума», «Пять вечеров», «Три сестры» (этапная для Копеляна роль
полковника Вершинина).
Герои Копеляна, как правило, - «конфликтные» люди - они постоянно в борьбе и с
другими, и с самими собой. Копелян обычно играл в сдержанных, приглушенных тонах,
очень лаконично и скупо. Он как бы специально не досказывал до конца всего того,
что знал о своем герое.
Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение
зрителя.
Исполнение крохотной роли Платона Михайловича Горича в товстоноговском "Горе от
ума" (1962) Копелян превратил в событие. В короткие сценические мгновенья актер
успевал сыграть человеческую судьбу. Самой любимой и трудной была для него роль
Вершинина ("Три сестры" Чехова, реж. Товстоногов, 1965). Перед смертью Копелян
прибавил к своим лучшим сценическим созданиям роль Евгения Тулупова ("Три мешка
сорной пшеницы" В.Тендрякова, реж. Товстоногов, 1974).
Товстоногов занимал Копеляна почти во всех премьерах театра. В этом театре артист
проработал 43 года до последнего своего дня.
Личная жизнь
Здесь же Ефим Копелян нашел и свое личное счастье. Он женился на одной из лучших
актрис БДТ, Людмиле Макаровой . Народная артистка СССР Людмила Иосифовна Макарова
вспоминала: «Поженились мы с Копеляном в 1941 году, в мае, перед самой войной.
Познакомились в театре. Но поженились не сразу, прошло два года "приглядки". Он был
почти на 10 лет старше. А сколько у него было поклонниц! Что сказать? Я живу
воспоминаниями. Это было чудесное время. До сих пор мне его не хватает. Я одна.
Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла себе даже
представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка! Он был
старше, умнее меня, многому меня научил - отношению к жизни, к людям...».
Многих людей, не знавших Копеляна близко, часто обманывала его внешняя
сдержанность. Многие даже с опаской говорили: «Какой мрачный человек». А этот
«мрачный человек» был смешлив, как ребенок. Он мог рассмеяться на сцене по ходу
действия, стоило только партнеру подмигнуть одним глазом.
В последние годы он очень хотел сыграть в комедии, даже в фарсе. Копелян тяготился
давно прилипшей к нему маской глубокомысленой скептичности. И он с блеском сыграл
на сцене в комедии «Ханума», показав все свои незаурядные комедийные
способности.
Кино
Хотя Ефим Копелян был преимущественно театральным актером, но и в кино он оставил
заметный след. Правда кинематограф открыл талант Копеляна не сразу. Почти 30 лет
ему пришлось сниматься лишь в эпизодах.
Одной из первых действительно больших и заметных ролей в кино для Копеляна стал
атаман Бурнаш в приключенческой ленте Керсаяна «
Неуловимые мстители», вышедшей на экраны в 1966 году. Впоследствии Ефим
Копелян сыграл еще раз Бурнаша в фильме «
Новые приключения неуловимых».
Но по-настоящему о Ефиме Копеляне, как о новом имени в отечественном кино,
заговорили после выхода в 1967 году историко-революционного фильма Семена Туманова
«
Николай
Бауман», где актер сыграл знаменитого промышленника и мецената Савву
Морозова.
Вторая половина 60-х - первая половина 70-х - это время самой плодотворной и
интересной работы Ефима Захаровича в кинематографе. Среди самых заметных его
работ можно назвать: генерал Сергеев в приключенческих лентах «
Судьба резидента» и «
Ошибка
резидента», Свидригайлов в картине «
Преступление и наказание» по одноименному роману Ф.М.
Достоевского, Бобруйский-Думбадзе в фильме «
Опасные гастроли», Кафтанов в телесериале «
Вечный зов».
Копелян снимался очень много, каждый год в 5-6 фильмах! Всего Копелян сыграл более
чем в 80-ти фильмах. О своих работах в кино Копелян говорил: « Я не могу сказать, что
все сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот. Таких ролей
очень немного, в их числе - роли в фильмах «
Преступление и наказание», «
Николай
Бауман» и «
Даурия».
В 1973 году Ефиму Захаровичу было присвоено звание Народного артиста СССР. В общей
сложности Копелян сыграл в кино, на телевидении и в театре более 150 ролей. Уже
после смерти, в 1976 году, за участие в сериале "Семнадцать мгновений весны" Ефим
Копелян получил Государственную премию РСФСР.
Голос за кадром
Впервые голос Ефима Копеляна за кадром прозвучал в комедии Алексея Коренева «
Адам
и Хева». Позже он нередко озвучивал как художественные, так и документальные и
научно-популярные ленты.
Блестящий талант Ефима Копеляна, как чтеца, раскрылся в знаменитом телесериале «
Семнадцать мгновений весны», где актер выступил в роли
внутреннего голоса легендарного разведчика Штирлица. Можно с полной
уверенностью сказать, что успех Штирлица Вячеслав Тихонов должен в равной мере
разделить с Копеляном. «Копелян - богатый внутренний мир Исаева-Штирлица,
отточенная мысль режиссера Лиозновой. Штирлиц курит - Копелян говорит. Штирлиц
пьет пиво - Копелян не тянется за кружкой, он говорит. Штирлиц едет к Борману -
Копелян никуда не едет и не идет, он по-прежнему говорит взвешенно и спокойно,
говорит, когда Штирлиц молчит, спит, бреется...»
Последние дни
В начале 1975 г. Ефим Копелян лёг в больницу в Мельничьих Ручьях под Ленинградом.
Попал он туда прямо накануне премьеры многострадального спектакля "Три мешка
сорной пшеницы": дома почувствовал себя плохо, и осмотревший его врач поставил
диагноз - инфаркт. После двухмесячного лечения Копелян пошёл на поправку, и врачи
собирались его выписать сразу после мартовских праздников. Но увы...
Ему было 60 с небольшим. Подлечился в больнице, должен был выписываться. Жена
проведала его, днём он проводил ее до автобусной остановки. А вечером с ним
случился сильный сердечный приступ, второй инфаркт - и все. Говорят, он предрек
свою смерть, сыграв в кино самоубийцу Савву Морозова и крупного медицинского
работника в «Повести о человеческом сердце». В последнем фильме Копеляна врач с
большой буквы умирал мужественно, в ясном сознании. Но почему-то не хочется
подпускать мистического тумана. Уж больно земным, обаятельным, здравомыслящим и
каким-то не актерским был артист Ефим Копелян. Вот такая информация к
размышлению.
Похоронили Ефима Захаровича Копеляна в Ленинграде на Литераторских мостках
Волковского кладбища. Когда его хоронили, вслед за машиной с гробом шла
нескончаемая вереница машин с черными лентами на ветровом стекле. По обеим
сторонам Фонтанки стояли толпы людей до самого Невского. Многие плакали.
На могиле установлен памятник - гранитная стела с древнегреческой театральной
маской. На камне надпись «Ефим Копелян».