Елена Яковлевна Соловей родилась 24 февраля 1947в немецком городке Нойштрильц, где
служил ее отец. Впоследствии семья переехала в Москву. Окончила Всесоюзный
государственный институт кинематографии (1970, актерская мастерская Б. Бабочкина).
С 1971 - актриса киностудии Ленфильм, с 1983 - академического театра им. Ленсовета. С 1991
живет в США, преподает актерское мастерство.
Самая нежная и удивительная актриса советского кино Елена Соловей родилась в
немецком городе Нойштрильц 24 февраля 1947 года. Родители Елены познакомились в
конце войны в Берлине, где отец служил в артиллерии, а мать была медицинской
сестрой. Через три года после рождения дочери отец получил распределение в
Красноярск - там семья Соловей прожила десять лет, после чего переехала в Москву.
Елена с детства мечтала стать актрисой, занималась в различных кружках: «Школьная
жизнь была настолько заполненной и полноценной, что нам просто некогда было
болтаться по улице. А параллельно с общеобразовательной школой я еще училась в
музыкальной». Закончив школу в 1965 году, Елена подала документы во ВГИК, но не
прошла по конкурсу. Отложив мечту стать актрисой до следующего года, девушка
устроилась работать учителем пения и музыки в одной из московских средних школ.
Позднее она так вспоминала о том периоде: «Я не заставляла ребят уныло разучивать
песни к праздникам, а играла с ними, придумывала ансамбли. Короче, отвращения к
музыке не внушила».
Через год настойчивая абитуриентка повторила попытку поступить на актерский
факультет ВГИКа, и была зачислена на курс Б. Бабочкина. Уже в первых вгиковских
работах Соловей проявились характерные особенности ее дарования: удивительная
пластичность, музыкальность. В учебных спектаклях она играла разных героинь, но
наибольший успех ей сопутствовал в ролях Джульетты и Нины Заречной.
Профессор высших режиссерских курсов Паоло Волкова пишет: "Я очень хорошо помню,
когда впервые обратила внимание на Лену Соловей. Это был курсовой спектакль по
Лескову "Житие одной бабы". Она вошла в сатиновой юбке, в косынке, повязанной по
бесцветные брови. Я подумала: "Вот какая девочка, и внутри у нее свечка"".
Дебют Елены Соловей в кино состоялся в 1967, когда она училась на первом курсе - в
короткометражке «
В
горах мое сердце» (реж. Р. Хамдамов) она сыграла дочь булочника. Через год
история повторилась - ее пригласили на одну из ролей в короткометражном фильме
«Правдоха». Однако настоящим началом работы Е. Соловей в кино можно считать роли в
фильмах «
Цветы
запоздалые» (реж. А. Наль) и «
Король-олень» (П.
Арсенов), которые вышли на экраны в 1969 году. Вот что рассказывает сама актриса о
первом серьезном кинематографическом опыте: «Когда я уже училась во ВГИКе в
мастерской Бориса Андреевича Бабочкина, меня пригласили в фильм «
Король-олень». Это удивительно добрая и мудрая сказка с гениальной
музыкой Микаэла Таривердиева.
Этот фильм снят в необычной и достаточно условной манере. Мне кажется, именно
поэтому картина была сначала довольно холодно принята критикой. Совсем недавно я
пересмотрела ее на кассете, и все время не проходило ощущение очарования от игры
замечательных актеров, которые были тогда совсем молодыми: Олег Ефремов, Юрий
Яковлев, Олег Табаков, Сергей Юрский. Рядом с ними была и я... Съемки проходили в
Ялте. Роль у меня там небольшая, отснялась быстро, но исправно бегала на все другие
съемки и была счастлива».
После окончания ВГИКа в 1970 начинающая актриса по рекомендации И. Смоктуновского
получила приглашение работать в труппе Малого театра. Борис Бабочкин, ее
вгиковский педагог и актер театра, обещал поставить для нее чеховскую "Чайку". Для
молодой актрисы открывались заманчивые перспективы. Но Соловей вышла замуж за
ленинградца и уехала к мужу. Семья для нее всегда была дороже карьеры.
О замужестве Елены Соловей следует сказать особо. Во время съемок фильма «
Драма из старинной жизни», которую снимал Илья Авербах по
рассказу Николая Лескова «Тупейный художник», произошло знакомство с
кинохудожником Юрием Пугачом, и знакомство это довольно скоро переросло в любовь.
Вскоре влюбленные поженились, Елена Соловей переехала в Ленинград и была
зачислена в штат «Ленфильма».
В это время в театре Ленсовета Р. Виктюк должен был ставить «Анну Каренину», и
Игорь Петрович Владимиров посоветовал Виктюку пригласить на главную роль
Соловей. Но постановка не состоялась... Первая роль Елены Яковлевны в театре
Ленсовета состоялась лишь в 1983 году в спектакле «Победительница» по пьесе
Арбузова в дуэте с Михаилом Боярским: «Первая моя роль была в Арбузове, в
"Победительнице" - роль, которая совершенно со мной не смыкалась. И, тем не менее,
Игорь Петрович там что-то придумал, и я сыграла эту женщину, совершенно
антиженщину. Знаете, это некая была анти-Таня. Опять же я не знаю, насколько это
получилось, не получилось, это не мне судить, но мало того, что у нас были полные
залы (это был, в общем, один из самых аншлаговых спектаклей), я ощущала счастье, я
получала удовольствие от того, что я вот эту женщину играла на сцене, что меня
зрители слушают, видят, смотрят, не устают, я могу смеяться, плакать каждый день
по-новому». Как ни удивительно, в театре Соловей играла роли далеко не
классического репертуара, ломая прочно закрепившийся за ней экранный стереотип
«странной женщины».
Позже актриса с благодарностью вспоминала И. П. Владимирова, который позволил ей
раскрыть разные, неизвестные ей самой, стороны своей творческой личности: «Это
было мое счастье, потому что Игорь Петрович тоже был тем удивительным режиссером,
который... Опять же, я не хочу сказать, что я какая-то необыкновенная актриса, но
если он выбирал актера, он знал, для чего он его выбирал, во всяком случае, он знал,
что этот человек будет делать, он его чувствовал. И поэтому я считаю его моим
создателем на сцене. Я не работала до этого на сцене, а в Театре Ленсовета у меня
был огромный, большой очень репертуар. Когда я пришла на сцену, мне так кажется,
что мое внутреннее существование было по законам актрисы кино. Я каждый раз
удивлялась тому существу, которое во мне рождалось. Это было так интересно. Я
действительно удивлялась всегда. Я не знаю, как это происходит».
В начале 90-х, когда советского кино уже не было, а российское кино еще не появилось,
Елена Соловей снялась всего в трех фильмах, из которых один так и не дошел до
зрителя («
Анна
Карамазофф», 1991, реж. Р. Хамдамов), второй был характерной постсоветской
комедией (с красноречивым названием «
Рогоносец», 1991, реж. А.
Красильщиков), а третий не имел успеха у зрителей («
Сороковой
день», 1991, реж. О. Ерышев). В это время в семье актрисы уже было решено - они
навсегда уезжают к родственникам мужа в США.
Жизнь вторая: Елена Соловей
Перед Еленой Соловей никогда не стоял выбор: работа или семья: «Вот лично я не
путаю свою актерскую жизнь и свою личную. Для меня актерская жизнь заканчивается
в театре, в кино, и поэтому я не отношусь к своим героиням как к себе. Это какие-то
другие женщины, которые мне безумно интересны, но они живут своей жизнью,
независимо от моей, после того, как я сыграла эти роли. Моя роль в этом фильме
закончилась, а моя жизнь - продолжается. И в этом мое счастье».
Она была счастлива, когда удавалось совмещать карьеру и воспитание детей, - в
«Рабе любви» Елена Яковлевна снималась вскоре после рождения дочери Ирины, а на
съемки «Неоконченной пьесы...» приехала с мамой и совсем крошечным сыном Павлом -
Михалков не мог без нее обойтись (на роль Софьи изначально была утверждена совсем
другая актриса, которая даже начала работать, но «процесс не шел», и в срочном
порядке была вызвана Соловей).
Поэтому в постперестроечном хаосе, когда рухнули основы прежней, так хорошо
устроенной и налаженной жизни, Соловей без колебаний променяла сомнительную
жизнь «звезды экрана» с бесконечным стоянием в очередях за детским питанием и
предметами первой необходимости на жизнь простой американской домохозяйки: «Я
должна была это сделать, чтобы быть спокойной за своих детей. В тот момент мне
просто стало страшно жить. Появилась абсолютная неуверенность в будущем. Конечно
же, будущее нельзя предугадать, но человек должен знать, что это будущее у него
есть». Осенью 1991 года семья Соловей в составе Елены Яковлевны, Ю. Пугача, их
сына-подростка, дочери и новорожденной внучки Сонечки уехала в Америку.
В США семья поселилась в небольшом городке Фэйрвью в штате Нью-Джерси. Главным
добытчиком стал глава семьи - Юрий Пугач, который устроился в ювелирную
мастерскую художником по камню. Заработки остальных членов семьи были случайны -
к примеру, дети подрабатывали в различных местах: Ирина работала в магазине, в
адвокатском бюро секретарем, Павел - в «Макдональдсе».
Вначале Елена Яковлевна вела жизнь домохозяйки: «Вообще я все это время
занималась домом. Варила борщ, жарила котлеты, растила Соню. Когда мы уехали,
Сонечка была совсем маленькая, дети должны были учиться. В то время Ира закончила
один колледж, потом училась в другом. Пашка окончил школу, поступил в колледж. Я и
теперь все еще занимаюсь Соней и домом, а иногда в свободное от основной жизни
время - театром». Театр возник в жизни американской домохозяйки Элен Соловей,
конечно, не случайно, хотя, покидая Россию, Соловей не питала никаких иллюзий
относительно своего актерского будущего в Америке.
В Штатах она играла в труппе Аллы Кигель, в театре Александра Журбина «Блуждающие
звезды» на Брайтоне, преподавала в университете Нью-Йорка будущим режиссерам
актерское мастерство. Кроме того, Соловей работала на русском радио в Нью-Джерси.
Там она вела авторскую передачу "Кулисы", брала интервью у российских актеров и
режиссеров, читала Бунина, Чехова, Толстого: «Я работала на радио, я читала. Более
всего я люблю комнатку радийную, когда никого нет, когда шелестит книжка, когда
включен микрофон, и когда ты сам с собой что-то читаешь, перечитываешь, создаешь
что-то... Ты даже не создаешь, ты просто читаешь любимые страницы и не знаешь, как
это отзовется, не знаешь, чем это закончится, но удивительное ощущение
самореализации». В 2001 г. Соловей создала детскую творческую студию "Этюд" для
детей из русскоязычных семей, где занятия по театру, живописи, музыке, танцам
проводятся на русском языке.
Елена Соловей не стала покорять Голливуд - она была и осталась актрисой русской.
Так сложилась жизнь, что свои звездные роли Соловей сыграла в России. Правда, в 1996
году режиссер Майя Меркель сняла актрису в российском полудокументальном фильме
"Грация ХХ века" в роли великой балерины Ольги Спесивцевой.
В 2001 г. Елену Соловей пригласил режиссер Дмитрий Барщевский на одну из главных
ролей в телесериале "Московская сага" по роману Василия Аксенова. В этом же году на
ОРТ был показан телефильм Георгия Гаврилова «ПМЖ» о жизни эмигрантов в США. Г.
Гаврилов, известный в русской диаспоре как клипмейкер, выступил не только
режиссером, но и сценаристом, и продюсером фильма. Кроме Е. Соловей в одной из
главных ролей снялся Б. Сичкин (Буба Касторский из «Неуловимых мстителей»).
Тонкий, трогательный дуэт - и в то же время два уверенных соло. В этом фильме
Соловей совсем не похожа на «рабу любви», ее мастерство - это не декадентская поза,
не имидж, это именно актерское мастерство.
В 1997 году в Москве Елена Соловей была удостоена титула «Самая грациозная». Она
редко приезжает в Россию, где ее по-прежнему помнят и любят.