Детские годы
Елена Проклова родилась 2 сентября 1953 года в Москве. Ее отец преподавал в
Военно-политической академии программирование и кибернетику, мать - учительница.
Елена росла в благоприятной среде: друзьями её родителей были многие деятели
культуры и актёры, актёрами были её прабабушка и дед. Дача, где они жили,
располагалась в дачном поселке учёных, художников и артистов. Правда, близкие не
думали о карьере актрисы для Елены, ведь с четырёх лет она занималась спортивной
гимнастикой и уже в одиннадцать лет стала мастером спорта.
«Звонят, откройте дверь»
Дедушка Лены - Виктор Тимофеевич, бывший актер, работал вторым помощником
режиссера, причем дома после работы он в основном рассказывал только о
неприятностях и проблемах в кино, и, естественно, никакой актерской судьбы внучке
не желал. Так получилось, что в это время режиссер Александр Митта искал главную
героиню в фильм «
Звонят, откройте дверь!». Школьницы шли на студию толпами. Ни одна его не
устраивала. Забраковали 11 тысяч претенденток. Лена же часто бывала у дедушки на
работе, подолгу там сидела, делала уроки и была, можно сказать, своей, ее все знали.
Она даже выучила текст, который предлагали на пробах претенденткам. И вот рука
судьбы - режиссер во время очередного просмотра вдруг «увидел» именно ее - и Лену
утвердили на первую роль.
Фильм рассказывает об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая
по заданию любимого пионервожатого ищет в городе зачинателей пионерского
движения. Знакомясь с самыми разными людьми, с миром сложных человеческих
отношений, она незаметно взрослеет, ей открываются неведомые прежде, недетские
чувства. Вместе с Леной Прокловой в фильме снимались Ролан Быков, Сергей
Никоненко, Люсьена Овчинникова, Виктор Косых.
Первая ее роль была отмечена вниманием зрителем и прессы, международной премией и
одной странной наградой: работники «Мосфильма» сочли Ленину работу лучшей
женской ролью года. О сем ей и была выдана грамота в синей кожаной папке.
Куда уходит детство
Успешный дебют в кино юной актрисы привлек к ней внимание и других режиссеров. К
примеру, Геннадий Казанский с «Ленфильма» с ходу предложил ей роль Герды в
экранизации пьесы Е. Шварца «
Снежная королева». Фильм вышел на экраны страны в 1967 году и был тепло
встречен юным зрителем. На фестивалях «Алая гвоздика» и в Боготе (1970) он был
удостоен главных призов.
В последующие два года Лена снялась еще в двух картинах: у Ричарда Викторова в
«Переходном возрасте» (1968) и у Александра Митты в «Гори, гори, моя звезда» (1970). Эта
роль потребовала от актрисы четкого ощущения времени, умения слиться с героиней -
и одновременно не потерять свое «я»... Роль в этом фильме возникала с большим
трудом и получилась серьезной, но в тени блистательного ансамбля Олега Табакова,
Олега Ефремова и Евгения Леонова тонкое и нежное плетение женского характера
ушло на второй план.
Во время съемок в последней картине Е. Проклова окончательно определилась с
выбором своей будущей профессии - несмотря на то, что она была мастером спорта по
художественной и спортивной гимнастике и ей прочили блестящее спортивное
будущее, она решила идти в актрисы. Сдав экстерном экзамены за 9-й и 10-й классы, она
поступила на актерский факультет Школы-студии МХАТ.
Сама Елена Проклова, вспоминая этот период жизни, жалеет, что не может, как все
нормальные люди, вспомнить о школьных походах и выпускном вечере. Но взамен
судьба подарила ей прекрасную интересную жизнь в кино и на сцене.
Учеба и работа в МХАТе
В Школу студию МХАТ ее приняли с условием - на время учебы о кино забыть. Е.
Проклова вспоминает: «Когда я поступила в Школу-студию, педагоги первое время
относились ко мне скептически: нет ни голоса (говорила очень тихо), ни
сценического темперамента, а главное, им казалось, что нет серьезного отношения к
делу - я была готова с ходу, без подготовки включаться в любую роль, сыграть какой
угодно этюд, наивно полагая, будто актерский труд начинается с режиссерской
команды «Мотор».
В Школе-студии МХАТа преподавали А.Тарасова, М. Яншин, А. Грибов, В. Станицын, А.
Кторов. Актрисе посчастливилось не только учиться у них, но и играть с «великими
стариками» на одной сцене во МХАТе.
За 20 лет работы во МХАТе Елена Проклова переиграла весь ведущий репертуар, при
этом не идя на компромиссы, когда предлагалось участие в «идеологически
выдержанных постановках». На сцене МХАТа она играла в спектаклях: «Синяя птица» М.
Метерлинка, «Валентин и Валентина», «Эшелон», «Перламутровая Зинаида» (все - М.
Рощина), «Вишневый сад» А. Чехова, «Амадей» П.Шеффера и др. В начале 90-х годов
актриса уходит из МХАТа.
«Единственная»
Закончив Школу студию в 1973 году, истек срок запрета сниматься в кино и актриса
приняла предложение И. Хейфица сняться в главной роли - Тани Фешевой - в фильме «
Единственная». Ее партнерами по съемочной площадке были Валерий
Золотухин и Владимир Высоцкий. По словам самой актрисы, эта роль на сегодняшний
день является ее лучшей ролью за всю карьеру в кино.
Елена Проклова следует за властной режиссерской рукой с такой раскованностью и
уверенной легкостью, что ни на миг не прерывается радость от этой встречи с
искусством.
Елена Проклова сыграла здесь женскую душу, умеющую любить необъяснимо и сильно,
но зато не умеющую втискивать себя в строгие параметры законного брака. Ее
героиня так богата душевно, так добра, отзывчива и щедра, что не ответить на чужое
чувство она словно и не может. И не ее, кажется вина, что отзывчивость и доброта ее
оборачивается вульгарной изменой... Эту житейскую ситуацию актриса наполнила
щемящей грустью, таким глубоким проникновением в характер героини, что сразу же
заявила о себе как художник тонкий и требовательный. Она загадочна. Причем не
только для нас, зрителей, она загадка для самой себя. Слишком юная , она не знает, не
понимает, какие силы порой бушуют где-то внутри ее самой.
Фильм вышел на широкий экран в 1976 году и был тепло принят публикой. Он был удостоен
наград на фестивалях во Фрунзе (1976) и Панаме (1977, премия за исполнение лучшей
женской роли).
Фильм. Фильм. Фильм...
70-е годы были весьма плодотворными в карьере актрисы. В «Сентиментальном романе»
режиссера Игоря Масленникова она сыграла отрицательную роль Зои - девушки гордой
и красивой, наделенной острым чувством справедливости, но, в сущности, лишенной
души.
В 1976 году она вернулась в сказку, где так непринужденно чувствовала себя в
детстве. Купеческая дочка Настенька в фильме Н. Кошеверовой «Как Иванука-дурачок
за чудом ходил» приближена актрисой к нашим дням. Насмешливая, искренняя и
доверчивая современная девушка действует в незамысловатом сказочном сюжете.
Роль эта интересна своей «двуликостью». Две Насти - одна живая, веселая, другая -
потерявшая, согласно сюжету, способность чувствовать и любить, сыграны актрисой в
этом детском фильме.
В картине режиссера Георгия Данелия «
Мимино» у Елены Прокловой
эпизодическая роль: всего в двух-трех сценах появляется она на экране. Образ
«девушки-мечты» героя - обобщенный, едва намеченный - не мог обрести
психологической глубины, но актриса одарила свою героиню обаянием, против
которого нельзя устоять, и искренностью, которой нельзя не поверить... А фраза
«Ларису Ивановну хочу!» преследует актрису до сих пор.
И еще одна роль - в фильме Юрия Карасика «
Собственное мнение», где Елена Проклова играет современную «фабричную
девчонку». Эта гордая и самостоятельная девушка, независимая в суждениях,
держится с той завидной непринужденностью, которая свойственна людям, прочно
стоящим на ногах. Героиня Елены Прокловой - озорная, любящая подшутить,
подразнить, кажется чуть легкомысленнее, чем есть она на самом деле.
Одна из лучших работ Елены Прокловой - роль в фильме «
Ключ без права передачи» режиссера Динары Асановой. Фильм - о школе,
об учениках, учителях и родителях. О том как сложно порой складываются
взаимоотношения между поколениями. И как важно при этом уважать друг друга, как
необходимо стремление к взаимопониманию... Елена Проклова здесь молодая
учительница, обладающая не просто педагогическим талантом, но талантом
человеческим - оказывать доверие и его обретать. Между нею и учениками - особые
отношения. Они друзья, и степень откровенности в их общении высока и прекрасна.
Были еще работы в фильмах: «
Собака на
сене» (1977), «
Смятение
чувств» (1977), «
Ищи ветра...» (1978) , «
Голубка»
(1978), «
Верой и
правдой» (1979), «
Инспектор
Гулл» (1979).
Первая половина 80-х годов складывалась для Елены Прокловой также весьма удачно.
Она продолжала активно работать как в театре, так и в кино. На ее счету были фильмы:
«Какие наши годы» (1980), «Будьте моим мужем» (1981, блистательная работа вместе с
Андреем Мироновым), «
Мы жили по соседству» (1982), «
Будь счастлива, Юлия!» (1983), «
Поздняя
любовь» (1983), «
Из жизни начальника
уголовного розыска» (1983), «
Первая конная»
(1984), «
Грядущему
веку» (1985). В 1985 году Елене Прокловой присвоили звание заслуженной артистки
РСФСР.
Личная жизнь
Личная жизнь Елены Прокловой устроилась довольно рано - в 18 лет она вышла замуж за
режиссера документальных фильмов, журналиста Виталия Мелик - Карамова, и через
год на свет появился первенец - дочь Арина. Однако брак просуществовал всего
четыре года и распался.
Во второй раз актриса вышла замуж за человека из другой области - доктора
Александра Дерябина. Но и этот брак распался через несколько лет. По словам самой
Прокловой, одной из причин этого разлада стала личная трагедия: в младенчестве
умерли двое их сыновей-близнецов. Забыться помогла только работа. Олег Николаевич
Ефремов, светлая ему память, загрузил репетициями и спектаклями под самую
завязку. Но это горе разобщило супругов, из их отношений ушли легкость и теплота.
Однако развод произошел мирно, сегодня бывшие супруги поддерживают друг с другом
прекрасные отношения.
В 1984 году встречает своего третьего мужа. Елена Проклова рассказывает: «Вначале я
стала заботиться о старшем брате. Виктор работал ювелиром, с женой разошелся и жил
один. Я поселилась в его мастерской, вела домашнее хозяйство. Однажды, месяца
через три, брат привел в гости своего приятеля Андрея. Я стала готовить мужчинам
еду, ожидая телефонного звонка по поводу намеченной на вечер встречи со
зрителями. Но встреча отменилась. Мы уселись за стол, болтали, смеялись... А утром
решили отправиться вместе в Ленинград на машине Андрея. После той поездки я и он
не расстаемся».
Вскоре у них родился мальчик, однако насладиться родительским счастьем им тогда
было не суждено - через неделю сын скончался. В трудные дни Андрей помог Елене
выстоять и в конце концов возродиться. Следующего ребенка она доносила до шестого
месяца. "Мы праздновали мой день рождения. Внезапно у меня начались боли... Вызвали
'скорую', меня отвезли в Первую градскую больницу. Там дежурил студент,
проходивший практику. Меня уложили на операционный стол. Через несколько часов я
проснулась - без температуры и без болей. И... без ребенка. После этого 'блестящего
опыта' юного студента я не могла забеременеть три года." - Е. Проклова
В 1994 году у Елены и Андрея родилась дочь Полина. Чтобы это произошло - все время от
зачатия до родов Елена пролежала в клинике, сама вколола себе в живот 700 уколов.
За годы, прошедшие с момента, когда актриса выпала из поля зрения зрителя,
изменился и образ её жизни. Елена Проклова, коренная горожанка, почувствовав тягу
к земле, построила вместе с мужем дом на Клязьминском водохранилище, вырастила
сад. Участок усилиями хозяйки превратился в райский уголок. Елена решила подойти
к делу профессионально, поступив на отделение ландшафтного дизайна в Московский
архитектурный институт. Теперь, став профессионалом, она обустраивает участки
частным лицам и пользуется большим спросом как ландшафтный дизайнер. Кроме хобби,
ставшего профессией, есть и другие - рыбалка, охота, походы. Московскую квартиру
они оставили дочери Арине, которая стала художником, в 1995 году у нее родилась
дочка Алиса.
В 1999 году Елена Проклова выпускает книгу «В роли себя самой». Как говорит сама
Елена Проклова: «Для меня книга оказалась гораздо интереснее, чем я ожидала. Это
не столько творческая биография и сопутствующая информация, сколько размышление
о жизни».
В нынешнем веке
На рубеже веков Елена Проклова ненадолго вернулась в кино. Актриса снялась в
сериале «Досье детектива Дубровского» (1999), фильмах «
Желтый карлик»
(2001) и «
Счастье по рецепту» (2006).
На нынешнем этапе Елена плотно сотрудничает с телевидением. Она участвовала в
телевизионных проектах «Последний герой» и «Большие гонки». «Эти программы
призваны доказать: человек может невозможное. Они помогают и зрителям, и
участникам относиться к родине с еще большим уважением. Такие программы
заставляют гордиться своей страной, ведь мы же везде побеждаем» - так считает Е.
Проклова.
В 2006 году Елена Проклова пришла в программу «Малахов + ». Из интервью актрисы:
«Когда я веду программу, у меня всегда приподнятое настроение. Люди, которые
приходят к нам со своими проблемами, чаще всего находят здесь решение. И это тоже
счастье. Все-таки профессия актера эфемерная, ты не видишь реальных плодов своей
работы. А тут я их вижу».
И всё-таки любимая профессия «позвала». Елену пригласил в свою Антрепризу
Александр Абдулов: сначала в спектакль «Всё проходит», затем - в «Семейную
идиллию», где её партнёром стал Андрей Панин. Елена Проклова играет жену главного
героя, попросту говоря - порядочную стерву. То есть даму, весьма далёкую по
характеру от самой актрисы, человека светлого и гармоничного. Но актёры считают,
что чем меньше ты похож на своего героя, тем лучше сыграешь.
Есть в актрисе Елене Прокловой один секрет: она так много чего в жизни делает, что
никому другому порой не под силу, и при этом все успевает. Вот поэтому она так
хорошо выглядит и всегда в прекрасной форме.