Екатерина Аркадиевна Райкина родилась 15 апреля 1938 года в Ленинграде. Заслуженная
артистка РФ, дочь Аркадия Райкина .
Окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина в 1959 г., курс Шихманова Л. М. , Львовой В.
К. В том же году принята в труппу театра им. Евг. Вахтангова.
Екатерина Райкина дебютировала на профессиональных подмостках, когда ей было
двенадцать. Вот как об этом рассказывает сама Екатерина Аркадьевна «В Ленинграде
проходили гастроли Вахтанговского театра. Привезли пьесу «Отверженные», в
которой Козетту играла московская девочка и которую родители не пустили в
Ленинград. Меня через Николая Павловича Акимова пригласили на эту роль, я,
конечно, помчалась. И полюбила театр, актеров, и меня тоже полюбили, приняли в свой
коллектив... Рубен Николаевич Симонов по окончании гастролей сказал: «Катя,
приходи к нам в училище, потом мы возьмем тебя в театр». Так оно и получилось».
Екатерина Райкина окончила «Щуку». В одном из очерков, посвященных Аркадию
Исааковичу, Екатерина Аркадьевна писала, что отец очень хотел, чтобы она пришла в
Театр Миниатюр, но Руфь Марковна отсоветовала: «Только через мой труп. Это театр
одного актера...», - сказала она Екатерине. И в 1959-ом Екатерина Аркадьевна вступила
в труппу вахтанговского театра и верна ему до сих пор. Вопреки тому, что он уже
давно не отвечает ей взаимностью. Да и отвечал ли когда? Вопрос риторический.
Безусловно, Екатерина Райкина могла рассчитывать на то, что ее изящное
лирико-комедийное дарование придется вахтанговскому театру впору. Поначалу так
оно и было. Райкина сыграла и Майку в «Иркутской истории» А. Н. Арбузова, и Поли в
«Миллионерше» Б. Шоу, и Зелиму из «Принцессы Турандот» К. Гоцци, «визитной
карточке» театра. Были и заметные кино-работы, среди них - кокетливая и
предприимчивая донья Инесс из популярнейшего телевизионного фильма «
Благочестивая Марта» по пьесе Т. де Молины, снятой Яном Фридом (к слову,
мужем Виктории Горшениной - актрисы райкинского Театра Миниатюр). Но актерская
судьба - вещь непредсказуемая, донельзя хрупкая. А уж женская - тем более. И в
театральной биографии Екатерины Райкиной в определенный момент тоже что-то
надломилось.
В Вахтанговском театре наступила творческая пауза, которая, к сожалению, не
закончилась и по сей день. Для того чтобы ее заполнить Екатерина Аркадьевна не
жаловалась (вот когда в этой хрупкой, кажущейся внутренне незащищенной женщине
сказались мамины гены!), а пыталась работать самостоятельно.
Вместе со своим (и Юрия Яковлева) сыном - Алексеем Яковлевым (он начинал, как
артист, играл в Ермоловском театре, снимался в фильме Всеволода Шиловского
«Миллион в брачной корзине» в роли Николы, сейчас занимается бизнесом) в
девяностых годах прошлого века участвовала в спектаклях Театра «Чет-Нечет» при
Всероссийских творческих мастерских. Была в ее репертуаре и сценическая
композиция по произведениям Эмилии Дикинсон. Сейчас же Екатерину Райкину чаще
могут увидеть зрители дальнего зарубежья. С некоторых пор актриса активно
сотрудничает с «Театром имени Варпаховского», организованным дочерью Леонида
Викторовича - Анной и режиссером Григорием Зискиным и имеющим постоянную
«прописку» в Монреале.
А еще Екатерина Аркадьевна (недавно ставшая бабушкой) ведет плодотворную
деятельность в Фонде имени Аркадия Райкина, созданном при «Сатириконе», который с
1988 года возглавляет Константин Райкин , получивший театр «по наследству». В чем
нет ничего странного и уж, тем более постыдного. Кто как не Константин Аркадьевич -
родное и духовно близкое Аркадию Райкину существо, мог органично перенять у него
эстафету?
По материалам статьи : Майя Фолкинштейн. «Имена» №10 за 2007 год