В 1966 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина.
С 1966 г. - актер Московского театра им. Ленинского комсомола.
В 1967-1968 гг. - актер ЦАТСА.
С 1969 г. - актёр театра им. Моссовета.
Режиссер
ряда спектаклей, автор повести «Возвращение к ненаписанному» (1983),
статей.
Потомственный дворянин[/b]
Евгений Стеблов - потомок старинного дворянского рода. Его прадед, генерал Павел
Павлович Стеблов, в свое время был депутатом городской думы Рыбинска, служил в
должности действительного статского советника. В том же Рыбинске предводителем
дворянства был ни кто иной, как Сергей Владимирович Михалков - двоюродный дедушка
Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. В местном музее даже имеется
фотография, на которой запечатлен Великий князь Владимир Александрович - брат
Александра Третьего - во время посещения Ярославля и Рыбинска. Вокруг Великого
князя - 10 первых лиц региона, среди которых - Михалков и Стеблов.
Спустя несколько десятилетий судьбы их потомков удивительным образом
переплетутся.
Детство[/b]
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Его отец - Стеблов Юрий
Викторович был радиоинженером, а мама - Стеблова Марта Борисовна работала
учительницей. Родители свое дворянское происхождение не афишировали, но особо и
не скрывали. Соседи по коммуналке Стебловых уважали, хотя и называли их
«антилигентами». Как вспоминает сам артист - «очевидно из-за деда, который даже на
коммунальную кухню не выходил без галстука». Дом, где жили Стебловы, находился на
проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную
славу, а проще говоря, была бандитским районом. Евгению приходилось не раз
наблюдать и драки, и поножовщину. Сам он рос хилым парнем и драться не умел совсем,
но его никогда не трогали.
Когда Жене было 3-4 года, папа помог сделать ему складную ширму и научил вырезать из
картона кукол. Весь этот театр мальчик с удовольствием возил на веревке по
коммуналке.
Позже, когда Евгений пошел в школу, он создал уже настоящий кукольный театр. Женя
сам придумал делать куклы из резиновых клизм - вставлял стеклянные глаза, пробки
вместо носа и вырезал рот. Со своими представлениями он выступал в школе, в Доме
пионеров - везде, где находились зрители. Ободренный успехами, Женя решился и
написал письмо самому Сергею Владимировичу Образцову. Мэтр ответил на это письмо,
и Женю Стеблова пригласили в Театр Образцова, где прикрепили шефа - заслуженную
артистку Екатерину Васильевну Успенскую.
Выбор жизненного пути[/b]
Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его
филологом. Для этого они наняли для Жени репетитора - частного педагога по
литературе. Однако от судьбы не уйдешь - тот педагог оказался страстным любителем
театра. Он то и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С.
Станиславского.
О днях, проведенных в студии, Евгений Юрьевич вспоминает с особой теплотой. И это
не случайно, ведь рядом с ним работали будущие знаменитые актеры: Инна Чурикова,
Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина и другие.
А руководили молодой труппой режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев
Яковлевич Елагин.
Судьба Евгения Стеблова была решена. Он начал усиленно готовиться к поступлению в
театральный. Помогла ему в этом народная артистка СССР Цецилия Львовна Мансурова,
с которой была знакома родная бабушка Евгения - Татьяна Яковлевна.
По просьбе бабушки знаменитая актриса прослушала юношу. Как раз перед этим
Евгений провалился в Школе-студии МХАТ, где на экзамене декламировал стихи
Маяковского. Цецилия Львовна посоветовала ему сменить репертуар. На экзамен в
Щукинское училище он подготовил рассказ Бориса Житкова «Хвостики», и был принят,
как говорится, на раз.
«Я шагаю
по Москве»
В Щукинское училище Евгений Стеблов поступил в 1962 году, а уже спустя год состоялся
его дебют на киноэкране. Опять же - судьба. Поступи он в Школу-студию МХАТ, кто
знает, когда бы еще зрители увидели актера Стеблова - ведь во МХАТе студентам
категорически запрещали сниматься. В Щукинском же хотя и запрещали съемки, но
порой делали исключения. Так произошло и с Евгением.
В знаменитую картину «
Я шагаю
по Москве» Евгений Стеблов попал случайно. На «Мосфильме» он наведался в
съемочную группу фильма «
Я шагаю
по Москве», где как раз требовались молодые актеры. Режиссер фильма Георгий
Данелия уже определился с актером на роль Саши Шаталова, одного из главных героев
фильма, и ни о ком другом и слышать не хотел. Однако когда он увидел фотопробу
Евгения, то изменил свое решение. Кстати, о том, что он занял место другого актера,
Евгений Стеблов узнал лишь спустя много лет.
Успех фильма Георгия Данелия «
Я шагаю
по Москве» был просто грандиозным. Картина, снятая в жанре городской сказки,
рассказывала о трех молодых людях: двух москвичах (роли которых исполнили Евгений
Стеблов и Никита Михалков) и пареньке-писателе из Сибири, приехавшем в столицу со
своей рукописью (Алексей Локтев). Молодость и стала эмблемой фильма. Вся картина
пронизана идеей, что все в этом мире легко, все возможно и все должно обязательно
закончиться благополучно. В этом фильме Евгений Стеблов создал незабываемый
образ Саши Шаталова, трогательного и смешного, долговязого, застенчивого юношу,
который перед уходом в армию собрался жениться, но никак не может сговориться с
любимой. Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой для молодежи, а ее
герои, как сегодня говорят, стали «суперзвездами».
После удачного дебюта Евгений Стеблов снялся в небольшой роли в лирической
киноповести Исидова Анненского «Первый троллейбус». А год спустя молодой актер
получил приглашение от Михаила Калика на главную роль Володи Белова в фильме «До
свидания, мальчики». Эта удивительно светлая и талантливая картина, поставленная
по одноименному произведению Бориса Балтера, рассказывала о первой дружбе,
первой любви. Кроме того, в ней впервые в нашем кинематографе очень тактично были
изображены интимные отношениях несовершеннолетних героев.
Евгений
Стеблов и Никита Михалков[/b]
Роль Саши Шаталова из фильма «
Я шагаю
по Москве» стала для Евгения Стеблова не только первым и главным успехом в
жизни, она широко открыла перед ним двери кинематографа, закрепив на долгие годы
за актером образ нескладного, неловкого сначала юноши, а затем и мужчины.
До окончания Щукинского училища Евгений Стеблов снялся еще в нескольких
картинах. Помимо уже упомянутых фильмов «Первый троллейбус» и «До свиданья,
мальчики», стоит также упомянуть кинороман Даниила Храбровицкого «
Перекличка» и лирическую комедию Эдуарда Абалова «
Когда играет клавесин».
В фильме «
Перекличка» Евгению
Стеблову вновь довелось сняться вместе с Никитой Михалковым. И, как признается
сам Евгений Юрьевич, именно с этой картины и началась по-настоящему их крепкая
мужская дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе,
Никита Михалков снял по его рассказу. А впоследствии, став знаменитым режиссером,
Михалков не раз приглашал Стеблова в свои фильмы.
Ленком и ЦАТСА[/b]
В 1966 году Евгений Стеблов окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и был
принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола, которым руководил выдающийся
режиссер Анатолий Васильевич Эфрос. К сожалению, здесь Стеблов имел счастье
работать меньше сезона. За этот короткий период он успел сыграть Зубного врача в
«Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в спектакле «До свидания,
мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. После чего театр
разогнали...
Анатолия Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова
через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии (ЦАТСА). Первой и
единственной работой Евгения Стеблова на этой сцене стала роль Юркевича в
постановке Леонида Ефимовича Хейфеца «Часовщик и курица, или Мастера времени».
Роль была сложна технически - за время сценического действия артисту предстояло
сыграть четыре возраста героя. Евгений Стеблов начал репетировать, но вскоре
из-за творческих разногласий ушел из театра.
Театр имени Моссовета[/b]
В 1969 году Евгений Стеблов пришел в театр имени Моссовета, театр, в котором
блистали легендарные Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Любовь
Орлова, Серафима Бирман. Оказаться в таком окружении - это одновременно и огромное
счастье, и огромная ответственность.
Евгений Стеблов дебютировал ролью Павла в «Старике» Максима Горького. Молодой
актер играл так ярко, так размашисто и свободно, что тут же, как говорят в театре
«прошел». «Великие старики» приняли талантливого актера, взяли под свою опеку, а
это многого стоит!
О Евгении Стеблове - говорят,
что он из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо
иметь свое свободное пространство. В таких условиях он легко и непринужденно
включается в любую роль. Долгие годы с неизменным успехом он играл в спектакле
«Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Великолепные рецензии собрал спектакль
«Пять углов», в котором артист исполнил роль кавторанга Миши. Блестящими были
работы Стеблова в спектаклях: «Правда хорошо, а счастье лучше» (Платон), «Гедде
Габлер» (Бракк), «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Возможная встреча» (Бах) и многих
других.
Личная жизнь[/b]
По молодости
лет Стеблов был настоящим виртуозом в части покорения женщин. Высокий,
симпатичный, умный, владеющий грамотной речью юноша ко всему прочему еще и
стильно одевался. Узкие брюки, красные носки, зауженные мокасины, зачесанные
назад волосы и супермодный в то время длинный прозрачный плащ (в простонародье
называемый презервативом) - вот облик Евгения Стеблова конца 60-х. Ну, какая девушка
могла устоять!
Сам же Евгений Стеблов в шутку делил женщин на три категории. Первая -
женщина-любовница, вторая - женщина-трость, то есть женщина для прогулок,
интеллектуальных бесед. Третья - поиск любви, чего-то настоящего. Поиски
настоящего закончились в 1971 году. Его избранницей стала Татьяна Ивановна Осипова,
финансист. Вместе они прожили больше 30 лет. Но в 2010 году Татьяны не стало.
Сын Евгения Юрьевича, Сергей Стеблов (1973 г.р.), пошел по
стопам отца - он окончил Театральное училище имени Б. Щукина. Как и у отца, круг его
профессиональных интересов очень широк. Он снимается в кино, написал пьесу
«Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба
Стебловых. Кроме того, Сергей пишет сценарии и пробует себя в телевизионной
режиссуре.
Но после смерти мамы, Сергей ушёл в монастырь, оставив отца, Евгения Стеблова,
одного коротать свой век.
Вторая супруга - Любовь Владимировна Глебова, финансист (имеет дочь и двух
внуков).
Кино. 1968 - 1975 годы
Параллельно с работой в театре Евгений Стеблов продолжал регулярно и довольно
успешно сниматься в кино. Многие зрители запомнили его блестящие работы в
комедиях Алексея Коренева: «
Урок
литературы» (1968), где Евгений Стеблов создал образ молодого учителя литературы
Кости, решившего в один момент всегда говорить только правду; и «Вас вызывает
Таймыр» (1970), где актер сыграл роль командированного Андрея Николаевича Гришко. Не
остались без внимания его работы в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие»
и историко-биографическом фильме Даниила Храбровицкого «
Укрощение
огня».
Но особенно удалась актеру роль Канина - звезды немого кино в великолепной
мелодраме Никиты Михалкова «
Раба любви», вышедшей на
экраны в 1975 году. Главные роли в «Рабе любви» исполнили несравненная Елена
Соловей и обаятельный Родион Нахапетов. Персонаж же Евгения Стеблова был,
собственно говоря, второстепенным. Однако, блистательно исполненный, он
запомнился зрителю наряду с главными героями. Образ получился объемным, смешным и
трагичным одновременно.
Поворот в жизни[/b]
В 1976
году в жизни актера произошел резкий поворот. В том году его пригласили на роль
Трилецкого в картину «Неоконченная пьеса для механического пианино». Однако эта
роль не состоялась. Евгений Стеблов выехал из Праги, где он снимался в совместном
фильме, и попал в автомобильную катастрофу... Специально для операции был вызван
очень заслуженный хирург. К несчастью, этот старый профессор уже редко
оперировал, и от волнения он зажал Евгению пластиной 10 сантиметров нерва. Это
привело к тому, что у Стеблова парализовало руку. В дальнейшем ему пришлось
перенести еще две операции (оперировал личный хирург президента Слободы), прежде
чем рука начала оживать опять.
Перенесенный стресс заставил Евгения Стеблова по-новому взглянуть на жизнь. Он
вспоминает: «Тогда Господь меня остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое
твое место в ней?» И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене
моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне,
но я не понимал». Для Евгения Стеблова это стало вторым рождением, и духовным, и
физическим одновременно. Вместе с женой он принял крещение, хотя в те годы это
было крайне непопулярно. Для этого ему даже пришлось специально договариваться
со священником, чтобы тот не сообщал о процедуре в соответствующие органы...
Кино. 1977 - 1994 годы
После небольшого перерыва, связанного с аварией, Евгений
Стеблов вернулся на киноэкран. В конце 70-х - начале 80-х актер сыграл немало ярких,
запомнившихся ролей. В 1977 году на экраны вышла лирическая комедия все того же
Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». В ней Стеблов сыграл Игоря,
сумасшедшего (в хорошем смысле этого слова) отца. Кроме того, в картине снялись
замечательные актеры: Галина Польских, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий
Папанов, Марина Дюжева и другие.
Среди других заметных работ
Евгения Стеблова - роли в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни
И.И.Обломова», авантюрной комедии Юрия Горковенко «Пока безумствует мечта»,
детективе Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Собака Баскервилей» (доктор Джеймс Мортимер), музыкальной комедии Юрия
Чулюкина «Не хочу быть взрослым» (Дима).
За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» Евгений Стеблов был удостоен
Государственной премией РФ.
В постперестроечный период Евгений Стеблов снимался несколько реже. Среди
наиболее удачных картин этих лет: сатирическая комедия Георгия Кеворкова «
Каталажка», эротическая лента Валерия Рубинчика «
Комедия о Лисистрате», фантасмагория Владимира Хотиненко «С.В.»,
психологический детектив Бориса Галкина «Черный клоун».
В новом веке[/b]
В середине 90-х Евгений Стеблов отошел от кинематографа. Хороших картин
практически не снималось, а в том, что ему предлагали, он участвовать не хотел.
Возвращение в кино состоялось благодаря старому другу Никите Михалкову. В 1998 году
Евгений Стеблов сыграл Великого Князя в его знаменитой исторической картине «
Сибирский цирюльник».
В настоящее время Евгений Стеблов по-прежнему работает в театре им. Моссовета, из
которого ему доводилось уходить, а затем возвращаться вновь. Кроме того, Евгений
Стеблов занимается преподавательской деятельностью - он профессор РАТИ. Евгений
Юрьевич признается, что и сегодня немало талантливой молодежи, вот только обидно,
что настоящая культура в упадке, а расцветает масскультура.
В последние годы Евгений Стеблов вновь востребован отечественным
кинематографом. Он очень убедительно сыграл маньяка доктора Кроткого в
многосерийной комедии Олега Фомина «
Конференция маньяков», снялся в мелодраме «
Вечерний звон»
режиссера Владимира Хотиненко, сериале «Любовь. Ru». Одна из последних работ
актера - роль Федулова в сатирической комедии Владимира Зайкина «
Слушатель».
Литературное творчество[/b]
Творчество для Евгения Стеблова - это не только сыгранные роли в театре и в кино,
не только его режиссерские работы, но и литература. В 1983 году в журнале "Октябрь"
вышла его первая повесть " Возвращение к ненаписанному", которая была переиздана в
Чехии. В 1997 году появилась книжка "Не я", а в 1999 году - "Против кого дружите". Его
литературные произведения - это мемуары, блистательно написанные. Сюжеты его
жизни становятся поводом для воссоздания целой эпохи. Кого только нет на
страницах его книг: артисты, писатели, режиссеры, просто друзья, случайные
попутчики.
Стеблов удивительно честен, он ничего не приукрашивает и никого не обвиняет - он
рассказывает о жизни, такой, как она есть. В его воспоминаниях есть и личная глава
о любви, она посвящена его жене Тане. С Татьяной Ивановной Осиповой он прожил всю
свою жизнь, несмотря на то, что к театру она не имеет никакого отношения, а, может
быть, именно поэтому.
Евгений Стеблов - профессор РАТИ, с 2005 года художественный руководитель
актерского курса. Член Союза театральных деятелей России, член правления Гильдии
актеров, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук
России. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а также
орденом М.В. Ломоносова.
Живет и работает в Москве.