Детство, учеба
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 в Нижнем Новгороде. Для своей матери -
Марии Ивановны - он был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года.
Для отца - Александра Михайловича - он не был первенцем: от первого брака тот уже
имел сына-школьника. Отец умер, когда Жене было шесть лет. Мать второй раз вышла
замуж. Жене было 17, когда отчима тоже не стало.
Четыре года он был слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в
самодеятельности, играл в джазе. Женя был очень музыкален, виртуозно играл на
разных инструментах: на гитаре, на рояле, хоть на вилках. Выступал в разных местах,
и вот однажды в кинотеатр, где играл его джаз-оркестр, пришел директор
театрального училища. Через два дня Евстигнеев был зачислен в училище, без
экзаменов и даже без полного среднего образования.
Театр
В 1951 году Евгений окончил Горьковское театральное училище. В период с 1951 по 1954
годы по распределению работал во Владимирском областном драматическом театре. За
это время актер сыграл двадцать три роли - от Меркуцио до гоголевского Шпекина.
Среди них были и современные, и классические герои.
В 1956 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ и стал актером
этого театра. В 1957-1970 - актер театра «Современник», с 1970 - актер МХАТ.
Евгений Евстигнеев стоял у истоков театра «Современник». В складывающейся труппе
«ефремовского МХАТа» Евстигнеев стал одной из ключевых фигур. Он был занят во
всех важнейших постановках. Первой ролью Евстигнеева в театре стала роль Чернова
в спектакле «Вечно живые», которым открылся «Современник» в 1956 году.
В «проходных» театральных ролях Е.Евстигенеев мог сыграть человеческую судьбу.
Так, появляясь на сцене всего два раза в роли немолодого инженера в «Пяти вечерах»
зрителям открывалась ничьим теплом не согретая жизнь, а за любезной и просящей
улыбкой хозяина отеля в Пятой колонне угадывалась нищета, неустроенность,
тревога «приличного», но уже разрушенного войной существования.
В 1959 году он сыграл Глухаря в спектакле О.Ефремова «Два цвета». Е.Евстигенеев об
этой роли: «В реальном человеке много парадоксального, и живую объемность создает
светотень. Живой человек не может быть носителем ни абсолютного зла, ни
абсолютного добра. Даже в таком отвратительном явлении, как Глухарь в спектакле
«Два цвета», мне надо было найти неожиданность, нечто светлое - ведь не родился же
он убийцей. И я нашел. Вот в нем есть, например, любовь к музыке, и если бы ее
развивать, может быть, для Глухаря открылись бы иные жизненные перспективы». Он
любую роль делал своей.
В 1960 году Евстигнеев сыграл Голого короля в одноименном спектакле. Критик Майя
Туровская писала об этой работе: «Очень трудно играть ничто, от которого зависит
все». Евстигнеев сыграл абсолютное, «незамутненное» никакими достоинствами
ничтожество, каждый чих которого становится законом для окружающих.
В спектакле «Назначение» (по А.Володину, 1963) Евстигнеев исполнил сразу две роли -
близнецов Куропеева и Муравеева. Дистанция между двумя персонажами была
обозначена только тем, что Куропеев - карьерист, уже достигший своей цели,
спокойный, плавный; Муравеев - тот же карьерист, но он ещё суетится, хлопочет на
подступах к должности. Один статика, другой динамика. И все-таки это одно лицо,
один, хоть и двойной портрет.
В 1968 году состоялась премьера спектакля «
На дне». Евстигнеев - Сатин.
Константин Райкин вспоминает об игре Евгения Евстигнеева: «Мне кажется, Сатин -
высочайшая его работа. Она абсолютно опрокидывает стереотип некого
назидательного пафоса и декламационности, сложившийся в связи с данным образом.
Это было сыграно чрезвычайно живо, неожиданно, смешно, остро, горько, даже желчно,
парадоксально, но в результате оставляло ощущение редкой значимости и мощи. Помню
его монолог о гордом человеке. Тяжелые глаза навыкате. Скривившийся в едкой
усмешке рот. Состояние человека, отяжелевшего от выпитого и при этом
испытывающего некое странное вдохновение. Напряженный лоб, откинутое на нарах
тело, приподнятое на широко отставленных назад руках, и отчаянно опрокинутая
голова. Предельная выразительность каждой позы, почти монументальность».
1970 год освоения Ефремовым чеховских пьес. В современниковской «Чайке»
Е.Евстигенеев играл Дорна. Его Дорн никого не впускал в свой внутренний мир.
Страсти вспыхивали и гасли, набухали и взрывались за его спиной. Он же пристально
вглядывался в темноту, в неизвестность... Он нес в себе мучительное знание. Его
эгоцентризм был единственно благотворен: он никого не лишал надежды, оставляя в
неведении.
В 1977 году уже во МХАТе, Евстигнеев сыграл Чебутыкина в «Трех сестрах», Серебрякова
в «Дяде Ване» (1985), в Театре А.Чехова Фирса («Вишневый сад», 1990). Вместе с
Е.Евстигнеевым в спектакле Дядя Ваня играли В.Невинный (Вафля), А.Вертинская (Елена
Андреевна), А.Мягков (Войницкий). Серебряков-Евстигнеев не был злодеем, поедающим
чужие жизни. Он был обыкновенной, напыщенной, лжезначительной серостью. Он
благообразен и глуп. В нем та простота, которая хуже воровства. Не осознавая, что
делает, он обобрал дядю Ваню и в прямом, и переносном смысле. Недаром в сцене
скандала, предъявляя Серебрякову крупный счет, Войницкий делает это с
канцелярскими счетами в руках.
Кино
Евгений Евстигенеев считал, что сниматься в кино актеру театра необходимо. Его
дебют в кино - роль офицера в фильме «
Поединок» (1957).
Режиссеры давно подметили великолепное умение Евстигнеева делать яркой и
запоминающейся даже небольшую, эпизодическую роль, поэтому его постоянно
приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме. Не случайно одно
время Евстигнеева даже называли «королем эпизода».
Начиная с шестидесятых годов Евстигнеев сыграл в кино целый ряд интересных
острохарактерных ролей. Большую популярность принесла ему роль начальника
пионерского лагеря Дынина в фильме режиссера Элена Климова «Добро пожаловать,
или Посторонним воспрещен», который вышел на экраны в 1964 году.
В 1968 году он сыграл роли Калачева в «Зигзаге удачи» и Корейко в «Золотом теленке»,
а через четыре снялся в роли Воробьева в фильме Э. Рязанова «Старики - разбойники».
Работая с Рязановым, Евстигнеев научился акцентировать свою игру мимикой, жестом,
как это он делал в роли Хромого в фильме «
Невероятные приключения итальянцев в России».
В последующие годы актер сыграл в кино свои, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся
роли: Корзухин в фильме «
Бег», профессора Плейшнера в фильме «
Семнадцать мгновений весны», Преображенский в «Собачьем
сердце». Все образы, которые он создал в кино, по-своему значительны и неординарны,
будь то Батюшка в фильме «Черная курица, или Подземные жители», Никита Демидов в
фильме «
Демидовы» или канцлер Бестужев в картине «Гардемарины, вперед!».
Последней работой Евстигнеева в кино стало его участие в пятисерийной
исторической телеэпопее «
Ермак», однако картина была
смонтирована только в 1996 году, уже после смерти актера. Он умер рано, не сыграв,
может быть, своей самой главной роли.
Личная жизнь
Со своей первой женой актрисой Галиной Волчек , Евстигнеев познакомился в
Школе-студии. Галина была дочерью известного кинооператора и профессора ВГИКа. В
1957 году они поженились. Волчек было 24, Евгению - 31. В этом браке в 1961 году на свет
появился мальчик, которого назвали Денисом. Но брак продлился не очень долго.
Летом 1964 Евстигнеев расстался с женой. Причем инициатива этого разрыва исходила
от Галины Волчек.
Новой избранницей Евстигнеева стала молодая актриса того же «Современника»
Лилия Журкина . Она была моложе Евстигнеева на 11 лет. Кстати, ради Евстигнеева она
бросила мужа - известного скульптора Игоря Иконникова. Лилия решила уйти из
«Современника», чтобы не нервировать Волчек и не давать повода для пересудов. В 1968
году у них родилась дочь Маша. Не смотря на все старания Евгения, Лилия не
чувствовала себя счастливой. Ее актерская карьера не сложилась, роль счастливой
домохозяйки тоже не удалась. Неудовлетворенность жизнью выливалась в ругань,
истерики, попытки самоубийства, постоянные подколки, оскорбление мужа, но актер
терпел. Но однажды его сердце не выдержало - в 1980 году у него случился инфаркт. В 1984
году у актера умирает мама. А в 1986 году трагически погибает Лиля. Как результат - у
Евстигнеева случается второй инфаркт.
В этот тяжелый для актера момент он встретил Ирину Цывину .
Никто не верил в их любовь: 37 лет разницы; юная студентка и знаменитый актер. Но
Цивина стала для него всем - музой, любовницей, соратницей, другом. А в 1989 году -
женой.
- Самое забавное, что нас поженили дети Евгения Александровича, - улыбается Ирина, -
Денис и Маша долго подтрунивали над нами: «Мы уже тут все поженились, а вы все
никак...» Но мы не придавали этому значения, тем более что уже довольно долго жили
как муж и жена. Но счастье продлилось только три года.
2 марта 1992 года Евстигнеев вместе с женой Ириной вылетел в Англию, где ему должны
были сделать операцию на сердце. 4 марта 1992 года в одной из клиник Лондона на 66 году
жизни ушёл из жизни Евгений Евстигнеев. Лондона. Похоронен актёр в Москве на
Новодевичьем кладбище.
За всю свою долгую жизнь в творчестве Евгений Евстигнеев сыграл 55 ролей в театре и
104 роли в кино.
Нижегородское театральное училище носит имя Е.А. Евстигнеева. Во Владимирской
области учреждена театральная премия имени Е.А. Евстигнеева. В Нижнем Новгороде
возле Нижегородского академического театра драмы установлена скульптура Е.А.
Евстигнеева.
После смерти Евстигнеева Ирина Цивина прожила в России еще около года, после чего
уехала в США - вместе с мужем-режиссером.
Сын Денис Евстигнеев окончил ВГИК и почти десять лет работал оператором. Он снял
фильмы: «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Луна-парк» (1992). Затем ушел в режиссуру
(«Лимита» - 1994). В 1992 году он женился на дочери 3иновия Гердта Екатерине, которая
сейчас работает в документальном кино.
Дочь Мария Селянская окончила Школу-студию МХАТ, с 1990 года - актриса Московского
театра «Современник».