Джородж Пибоди Макреди-младший (George Peabody Macready, Jr.) - американский актёр театра, кино
и телевидения, более всего известный своими ролями лощёных злодеев.
Джордж Макреди родился в Провиденсе, штат Род-Айленд, там же закончил среднюю
школу и в
1921 году Университет
Брауна. Первоначально Макреди работал в банке в Провиденсе, а затем
непродолжительное время - газетчиком в Нью-Йорке.
Во время учёбы в Университете в 1919 году Макреди попал в автомобильную аварию, в
результате которой у него на всю жизнь остался шрам на правой щеке. Этот шрам
наряду с орлиными чертами лица, идеальной дикцией, низким голосом и надменной
манерой говорить в нос, быстро обретающей оттенок готической угрозы, сделали его
идеальным характерным актёром для ролей волевых, авторитарных личностей и ролей
культурных негодяев.
Работа в театре
В качестве театрального актёра Макреди дебютировал на Бродвее в 1926 году, и вплоть
до 1958 года сыграл в 15 постановках, как в драмах, так и в комедиях. Вершиной
театральной карьеры Макреди стали роли в спектаклях Уильяма Шекспира «Много шума
из ничего» (1927), «Макбет» (1928) и «Ромео и Джульетта» (1934). В 1953 году Макреди также
сыграл Марулла в кинофильме по трагедии Шекспира «
Юлий Цезарь».
Работа в кино
Макреди впервые снялся в кино в 1942 году в картине «
Коммандос атакуют на рассвете». Однако лишь с 1944
года он полностью посвятил себя кинематографу, начав много сниматься как в
высококачественных, так и в просто добротно сделанных фильмах вплоть до конца
Второй мировой войны. Наиболее заметными картинами этого периода стали драма о
побеге из нацистского лагеря «
Седьмой крест»
(1944) и военная драма о борьбе Советской армии с нацистами «
Контратака» (1945), в
которой Макреди сыграл полковника Семёнова.
В мистическом триллере «Я люблю тайну» (1945) Макреди исполнил роль миллионера,
получающего анонимные угрозы от неизвестной секты. Его партнёршей по фильму
стала Нина Фох, вместе с которой он в том же году снялся в великолепном готическом
нуаре Джозефа Х. Льюиса «
Меня зовут Джулия Росс» (1945). В этой картине Макреди исполнил роль
сумасшедшего британского аристократа, который в припадке бешенства убил свою
жену, и чтобы скрыть преступление, решил подменить её другой женщиной. После удачи
в этом фильме Макреди с успехом исполнил роли лощеных негодяев ещё в нескольких
фильмах нуар.
Одной из самых сложных его работ была роль в фильме «
Гильда» (1946), где он сыграл
преступного, сексуально неоднозначного владельца казино и теневого магната
Баллина Мандсона, который испытывал страсть и к Рите Хейворт, и к Гленну Форду. Эта
роль таинственного богача в элегантном смокинге, с серебристыми волосами, стала
одной из самых выдающихся в карьере Макреди. В нуаровом триллере «
Большие
часы» (1948) Макреди сыграл роль беспринципного, но лояльного своему боссу
генерального директора газетной империи, от «вежливой, элитарной вкрадчивости
которого мурашки бегут по коже». В 1949 году Макреди был партнёром Хамфри Богарта,
сыграв роль окружного прокурора в социальной драме Николаса Рэя «
Стучись в любую дверь». В нуаровом триллере «Леди без паспорта» (1950)
Макреди исполнил роль руководителя расположенной в Гаване преступной сети по
переброске нелегальных эмигрантов в США. В «Детективной истории» (1951) Уильяма
Уайлера Макреди досталась роль практикующего нелегальные аборты, аморального
нью-йоркского врача, дело против которого практически разваливается, после того,
как полицейский детектив (Кирк Дуглас) избивает его в полицейской машине. В 1952
году Макреди вновь сыграл вместе с Гленном Фордом в послевоенном приключенческом
нуаре «Зелёная перчатка», исполнив роль преступного владельца сети
художественных галерей, графа Пола Роны, который ведёт во Франции смертельную
охоту за бесценной реликвией.
В классическом вестерне Роберта Олдрича «
Вера Круз» (1954) Макреди
сыграл роль императора Мексики Максимилиана I. Многие поклонники кино считают,
что лучшей работой Макреди в кино стала роль французского генерала Поля Миро в
классическом фильме Стэнли Кубрика о Первой мировой войне «
Тропы славы»
(1957). Фанатичный Миро в его исполнении ставит перед своими подчиненными
невыполнимую задачу, а когда им не удаётся с ней справиться, отдаёт приказ
артиллерии открыть огонь по собственным солдатам. Это был второй фильм, в котором
Макреди сыграл в паре с Дугласом. В третий раз Макреди работал с Дугласом в
политическом триллере «
Семь дней в
мае» (1964), рассказывающем о попытке отстранения президента США от власти
группой высокопоставленных военных, не довольных его внешней политикой. В том же
году Макреди сыграл небольшую роль в криминальном триллере «
Двойник» с Бетт Дэвис в
главной роли. Макреди играл также в комедиях, одной из его лучших работ в этом
жанре стала небольшая, но памятная роль генерала Кюстера в пародийно-фарсовой
приключенческой комедии «
Большие гонки»
(1965) (на тему реальной автогонки Нью-Йорк-Париж 1908 года). Одной из последних
заметных ролей Макреди в большом кино стала роль госсекретаря США Корделла Халла
в фильме «
Тора! Тора!
Тора!» (1970), посвящённом событиям, непосредственно предшествовавшим нападению
японских войск на Пёрл-Харбор и началу боевых действий между Японией и США во
время Второй мировой войны.
Работа на телевидении
Начиная с 1948 года, Макреди стал сниматься на телевидении, вновь зачастую исполняя
отрицательных персонажей. В частности, он снимался в таких популярных
телесериалах, как «Перри Мейсон» (1958), «
Сумеречная зона» (1959-64), «
За гранью возможного» (1963-65) и «
Альфред Хичкок представляет» (1955-62), а также в
многочисленных сериалах-вестернах. В 1965-68 годах Макреди в течение трех лет играл в
популярном телесериале «Пейтон плейс», первой мыльной опере на американском
телевидении, которая шла в прайм-тайм по основному каналу.
Личная жизнь
Макреди был ценителем и коллекционером произведений искусства, и вместе со своим
близким другом и коллегой Винсентом Прайсом в 1940-е годы владел художественной
галереей в Беверли-Хиллс.
У Макреди было трое детей - сын Майкл Макреди (1932), ставший актёром и продюсером, и
две дочери - Марсиа (1934) и Элизабет (1938). Его внук Джон Макреди (1975) стал известным
спортсменом, членом Олимпийской сборной США по гимнастике, а другой внук Оливер
Макреди (1972) стал актёром.
Джордж Макреди умер в 1973 году от эмфиземы в Лос-Анджелесе. Он завещал передать
своё тело после смерти медицинской школе Калифорнийского университета в
Лос-Анджелесе.