Джон МакТирнан - режиссер, сценарист, актер, продюсер родился 8 января 1951 года в
Олбани (штат Нью-Йорк) в семье музыканта. В разное время работал актером,
режиссером, художником-декоратором, постановщиком. Окончил Университет
Джиллиарда в Нью-Йорке. Учился на кинематографическом факультете
Лос-Анджелеского университета.
Прежде чем прийти в игровой кинематограф, Джон МакТирнан долгое время проработал
на телевидении, где сделал себе имя, как автор сценариев и режиссер огромного
количества сериалов, имевших значительный коммерческий успех. Добившись
признания, Джон МакТирнан, подобно многим своим коллегам, получил приглашение
попробовать силы в кино.
Первый же опыт в кино - триллер «Пожиратели мертвечины» (1986 г.), оказался более чем
удачным, и даже избалованная публика Канн весьма высоко оценила дебют никому не
известного американца. Но подлинный успех МакТирнану принес второй фильм -
фантастический боевик - «
Хищник» (1987 г.) с Арнольдом
Шварценеггером в главной роли.
Схватка в джунглях отряда коммандос с инопланетным кровожадным чудовищем была
мастерски поставлена МакТирнаном. Внеземной разум практически ни разу не явил на
экране свой подлинный облик - таинственная сила, возникающая то в виде неясного
силуэта, то цветного облака тем более пугала зрителей, что была невидимой и от
того еще более грозной. Прекрасно зная основы психологии, режиссер использовал
воображение зрителей для достижения цели, ибо фантазия рисовала инопланетянина
еще более страшным и неуязвимым. Мужественные коммандос гибли один за другим, не в
силах противостоять со своим суперсовременным оружием «хищнику», и лишь одному -
командиру отряда, в исполнении гиганта Шварценеггера, удалось одержать победу.
Конечно, говорить о том, что «
Хищник» стал откровением, или даже
лучшим образчиком жанра не приходилось, однако, эта картина достаточно ярко
продемонстрировала мастерство режиссера, его изобретательность, а главное
умение из банального сюжета создать динамичное и яркое зрелище.
Не меньшим успехом пользовалась и третья работа МакТирнана - лента «Крепкий
орешек» (1988 г.). Здесь МакТирнану и Брюсу Уиллису удалось создать яркий и
убедительный характер главного персонажа - обычного парня, ироничного,
обаятельного и вовсе не стремящегося к славе героя. Но когда обстоятельства
складываются так, что иного выхода просто нет, он, как истинный американец,
выполнит свой долг до конца. Этот же «ура-патриотический» посыл прозвучит вновь в
третьей (вторую серию «Крепкого орешка» делал режиссер Ренни Харлин) ленте о
приключениях бравого полицейского Макклейда - «Крепкий орешек-возмездие» (1995 г.)
Но справедливости ради стоит признать, что по сравнению с первым фильмом «саги» о
бравом полицейском - «спасителе человечества», никаких находок и откровений там
не было. Брюс Уиллис повторил созданное ранее, а Мак Тирнан вновь
продемонстрировал зрителям, что хорошо знает законы жанра... и не более.
Череда успехов прерывается в 1992 году с выходом на экраны приключенческого фильма
«
Знахарь» (1992). Спасти ленту от оглушительного провала не удается даже
популярному в то время Шону Коннери, написавшему к ней сценарий. Не окупает свой
рекламный бюджет и, вышедшая годом позже фантастическая кинокомедия, с участием
Арнольда Шварценеггера «
Последний киногерой» (1993).
Реабилитироваться за свои ошибки перед продюсерами и зрителями режиссер все же
сумел в фильмах «
Афера Томаса Крауна» (1999) и «
13-й воин» (1999). Оба фильма собирают в
прокате хорошую кассу, несмотря на прохладные отзывы кинокритиков.
За последние 9 лет режиссер выпустил всего две картины «
Роллербол» (2002) и «База
Клейтон» (2003). Обе картины проваливаются в прокате, так и не окупив своего бюджета.
Судя по тому, как чередуются у режиссера успехи и провалы, найти точную «формулу
успеха» ему так и не удалось. О таких режиссерах, как он, принято говорить -
«крепкий профессионал». Впрочем, для американского кино, где работает огромное
количество по настоящему интересных и талантливых людей, это тоже не так уж
мало.