Латышский актёр Валентинс Скулме родился 21 апреля 1922 года. Родители умерли рано и
опеку над мальчиком взяли дяди со стороны отца, известные латвийские художники
Уга и Отис Скулме. Они и привели Валентинса в
Театр Дайлес, где оба работали
декораторами.
После Второй мировой войны окончил драматическую студию Государственного
художественного театра (1949), его соучениками были Вия Артмане, Харий Лиепиньш и
Эдуард Павулс.
Нестандартная внешность - чрезмерная худоба, резкие черты лица, большие глаза,
горбатый нос - всё это привлекало внимание режиссёров к начинающему актёру и со
временем он стал одним из самых востребованных исполнителей отрицательных
ролей.
Начиная с 1956 года, один из самых востребованных актёров своего театра. Среди
наиболее заметных работ - князь Мышкин в инсценировке романа «Идиот» Ф. М.
Достоевского, король Ричард III в одноимённой пьесе Уильяма Шекспира и Шерлок
Холмс в мюзикле Раймонда Паулса.
Одновременно начал сниматься в кино, первое время в эпизодических ролях («К
новому берегу», 1955), затем в характерных ролях второго плана. В «Третьем тайме» (1962)
- капитан немецкой футбольной команды, искренне убеждённый, что в оккупированном
Киеве в июне 1942 года может существовать спорт ради спорта, и измождённый
концлагерем, но сохранивший боевой дух.
В «Жаворонке» (1964) француз, участник испанских интербригад. И самая известная роль
- английский лорд Чарльз в телефильме «
Театр» (1978). Валентинс Скулме
убедительно, без утрирования, без шаржа показал людей разных социальных слоёв и
национальностей.
Статья Теклы Шайтере, опубликованная на портале Diena.lv, от 20 апреля 2002 года:
«Кем был Валентинс Скулме?»
Отец будущего выдающегося актёра театра Дайлес Карлис однажды в России, в имении
графа Игнатьева, познакомился с гувернанткой - немкой Луцией Юппе. Они поженились,
и 80 лет назад, 21 апреля 1922 года на свет появился их сын - Валентинс Павилс. Когда
мальчику было шесть лет, его отец трагически погиб, а в возрасте двенадцати лет он
потерял и мать. Опекунами Валентинса стали братья отца, представители известной
династии художников - декоратор театра Дайлес Отис Скулме и Уга Скулме.
Отис часто брал с собой Валентинса в театр. В 1942 году Валентинс Скулме был принят в
театр Дайлес. Шла война, не миновала будущего актёра горькая чаша плена.
Возвращение на родину и в театр состоялось в 1945 году.
Валентинс Скулме всю свою жизнь прослужил актёром только в одном единственном
театре - театре Дайлес. Наверное, он мог бы жить в любую эпоху, и потому ему
удавались самые разные роли, хотя поначалу он играл в театре лишь роли
эпизодические. В 1956 году Петерис Петерсонс предложил ему первую большую работу -
роль драматурга Фербела в спектакле «Срочно разыскивается Шекспир». Скулме
сыграл блестяще, поскольку отличался большой внутренней интеллигентностью.
Благодаря обширным знаниям и глубокому пониманию мировой культуры столь же
безупречным было и исполнение им единственной в репертуаре актёра трагической
роли - роли князя Мышкина («Идиот» Ф.Достоевского). Эта роль, так же как и другая
заметная сценическая работа актёра - роль Ричарда в спектакле «Ричард III» - стала
выражением его творческого самопожертвования и переживанием безмерной радости.
К сожалению, как из-за оригинальной наружности, так и из-за свойственного
Валентинсу Скулме восприятия окружающей жизни, ему доставались главным образом
характерно-комические, гротескные роли.
В театре до сих пор ходят легенды и предания об актёре. Он был незаурядным
человеком - эксцентричным художником мощной профессиональной «закваски»,
ироничным и критичным коллегой, наделённой ранимой душой, впечатлительностью и
утончённым вкусом личностью, обладавшим умением носить любую одежду человеком.
Валентинс Скулме замечательно играл на фортепиано, писал стихи, пьесы,
инсценировал литературные произведения, свободно говорил и читал по-немецки, был
знатоком истории культуры, разбирался в живописи, а из-за своеобразных черт лица
чаще всего исполнял роли немцев в советских фильмах.
В снятой на Рижской киностудии картине «
Эдгар и
Кристина» («Purva bridējs») он был великолепен в роли немецкого барона. Вспоминает
актриса театра Дайлес Велта Крузе:
«Быть может, Валентинсу Скулме совсем не обязательно было становиться актёром,
ведь он был очень рациональным человеком, разносторонней личностью, которая
одинаково хорошо ориентировалась в самых различных сферах, даже в области
техники. Он закончил второй курс театра Дайлес вместе с Х.Лиепиньшем, Э.Павулсом,
В.Артмане. Главным образом были использованы его внешние данные, и, наверное,
только в воплощённом им образе князя Мышкина обнаружилась вся глубина
человеческой души.»
Коллега Гунарс Плаценс: «Валентинс Скулме умел подбирать к каждой роли свои цвета
и их оттенки, хотя сам он не стремился преобразиться внешне, не прибегал к гриму.
Он инсценировал рассказы о Шерлоке Холмсе - это было нашей большой совместной
работой, - и своему Холмсу он отвёл таки центральное место. Валентинс Скулме редко
общался с коллегами. Самую большую неприязнь у него вызывало двуличие. Многие от
него отстранялись, поскольку Скулме всегда говорил то, что думал. Он был разным - и
обладающим изысканными манерами аристократом, и стремительным, необузданным в
проявлениях гнева. Тогда как нужду испытывали все мы, особенно тяжело переживал
это он.»
Эдуардс Павулс: «Второго такого актёра, как Валентинс, в Латвии нет и вряд ли
будет. Он был сложным для понимания человеком и болезненно переживал свои
недостатки. Подобно наиболее яркому из сыгранных им персонажей - князю Мышкину, -
Валентинс обладал подспудным осознанием своего предназначения. Книги были его
ежедневным хлебом.»
Жизнь Валентинса Скулме оборвалась 12 сентября 1989 года.