Сочевко Григорий Васильевич - советский актёр театра и кино, оперный певец.
Семья
Григорий Сочевко родился 24 января 1899 года в деревне Микулино Смоленской губернии.
Его отец имел пристрастие к музыке, играл на скрипке и гитаре, обладал от природы
сильным басом. Свою музыкальность он передал сыну и дочери. Все вместе, на крыльце
собственного дома, они устраивали маленькие концерты. Дочь подыгрывала отцу на
гитаре, а сын на балалайке.
Ранние годы
Григорий, окончив двухклассное училище в Микулино, десяти лет был определён в
приготовительный класс Александровского реального училища в Смоленске. Через
год он уже пел в церковном и светском хорах училища, что фактически
предопределило его будущую судьбу. Регент хора Ю.И. Ольховский стал поручать
Григорию сольные партии, а дирижёр ученического симфонического оркестра
Ерихайлов позволил ему играть на скрипке. В училище, помимо музыкальных вечеров,
ставились драматические спектакли и в одном из них, отрывках из «Бориса Годунова»
А.С. Пушкина, Григорию Сочевко была доверена роль царевича Фёдора. В дальнейшем
сольные вокальные выступления с ним репетировал музыкант Ю.И. Ольховский,
прививший своему ученику отличный музыкальный вкус, а директор училища В.Н.
Ярошевский, страстный поклонник музыки, приглашал лучших учеников к себе домой и
проигрывал для них граммофонные записи Шаляпина, Собинова, Неждановой, Карузо.
Так что к окончанию училища Григорий, помимо общих предметов, получил отличную
музыкальную подготовку. На выпускном концерте в мае 1916 года он исполнил арию
Синодала из оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, каватину Владимира Игоревича, с
мужским хором, из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, серенаду Соловья из оперы
«Забава Путятишна» М.М. Иванова и несколько романсов.
Искусство вокала
Казалось бы, по окончании реального училища все дороги указывали Григорию
Сочевко на развитие своего вокального дара, но, вместо этого, он пошёл учиться в
Петроградский горный институт. К счастью, случившаяся в 1917-м Октябрьская
революция прервала его обучение. Он вернулся в Смоленск, где возобновил занятия
вокалом с Н.П. Граве и затем поступил в Смоленский музыкальный техникум по классу
М.Г. Локса.
Весной 1925 года от техникума Григорий Сочевко получил направление в Москву для
продолжения музыкального образования. Там он подал заявление на конкурс молодых
певцов в Оперную студию имени К.С. Станиславского и был принят в число её
сотрудников. С первых же шагов стал принимать участие в массовых сценах,
обучаться по системе Станиславского вокалу, дикции, ритмике, пластике и гриму.
Постепенно, накапливая опыт и мастерство, он получал всё более значимые работы.
Участвовал во многих спектаклях студии, в том числе: «Царской невесте», «Майской
ночи» и «Золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова, «Борисе Годунове» М.П.
Мусоргского (юродивый), «Пиковой даме» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе,
«Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха (царь Анхис), «Кето и Котэ» В.И. Долидзе
(иностранец) и многих других.
С 1948 года в труппе Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Кинематограф
В начале 1930-х годов на Григория Сочевко обратил внимание кинематограф.
В 1931-м он дебютировал на экране в роли начальника строительства электростанции
Громова в фильме «
Конец
Дерягина» режиссёра Юрия Леонтьева. Затем последовали небольшие работы в
картинах «
Мёртвый дом»
(Ястржембский) и «
Толедо» (Корпухов). Однако по-настоящему интересные роли случились у
Сочевко несколько позднее - Дискобол в «Строгом юноше» Абрама Роома и Василий
Деньга в «Первой конной» Ефима Дзигана. В первом использовались не столько его
актёрские способности, сколько, в большей степени, яркие внешние данные - высокий
рост, атлетически сложенная фигура. Во втором - качества, необходимые боевому
казаку: бравада, кураж, воинствующий темперамент. К сожалению, обе картины не были
выпущены на экраны, возможно, именно поэтому в кинокарьере Сочевко наступила
долгая пауза, продлившаяся более двадцати лет. Только лишь в середине 1960-х он
снова стал мелькать в крохотных эпизодах, по своему масштабу не имевших ничего
общего с его довоенными работами. Тем не менее, актёра снимали хорошие режиссёры
разных поколений (Григорий Рошаль, Андрей Тарковский, Яков Сегель) и, возможно, в
будущем для него нашлась бы более значительная роль, но к сожадению 19 июня 1967 года
Сочевко не стало. Похоронен на Химкинском кладбище.
Личная жизнь
Григорий Сочевко был женат на Наталье Ивановне Родионовой. Она была человеком
властным, решительным, держала всё хозяйство в своих руках, а Григорий Васильевич
обладал мягким, уступчивым характером и всецело ей подчинялся. Их старший сын
Глеб Сочевко (1923-1984) был кандидатом географических наук, работал заведующим
кафедрой экономической и политической географии экономического факультета
Российского университета дружбы народов. В детстве, вместе с отцом, он снимался в
фильме «
Конец
Дерягина». Младший сын Борис Сочевко (1944-1996) учился в музыкальном училище при
Московской консерватории. Стал впоследствии джазовым музыкантом.
Использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru