Гордон Лиу (имя при рождении Цзя-Хуэй Лиу) родился 30 ноября 1955 года в провинции
Гуандонг, в вполне обычной семье. В восемь лет он поступил в школу, но одним из его
главных увлечений были фильмы - в числе прочих он особенно любил фильмы о Вонге
Фей-Хунге, которого играл Кван Так-Хинг. Когда Гордон стал старше, он узнал, что в
его районе есть школа Лау Чана, одного из учеников Лама Сай-Винга (в свою очередь,
ученика легендарного Вонга Фей-Хунга). В тайне от родителей после обычных занятий
он бегал туда изучать Hung Gar - легендарное боевое искусство южного Шаолиня. Гордон
придумал мифического репетитора, занятиями с которым он прикрывался, и каждый
день после ужина бегал в школу Лау Чана. Таким образом он занимался три или четыре
года, но в конце концов родители узнали о его увлечении. За эти годы Гордон очень
сблизился с женой Лау Чана и благодаря ее протекции Лау Чан официально усыновил
мальчика. Вместе со вторым отцом Гордон получил двух сводных братьев -
впоследствии знаменитых актеров, режиссеров и постановщиков экшенаЛиу Чиа-Лянга
и Лау Кар-Винга . До усыновления у него было другое имя - Шьян Циси (Xian Qixi).
Лиу Чиа-Лянг подался в киноиндустрию первым - работать в качестве постановщика
боевых сцен и актера он начал еще с середины 50-х, в середине 60-х к нему
присоединился Лау Кар-Винг. Гордон же изначально избрал другую стезю - подростком
он работал клерком в службе доставки, хотя где-то глубоко внутри всегда мечтал о
работе, связанной с боевыми искусствами, которыми он не прекращал заниматься.
Когда мальчику было 11, Лиу Чиа-Лянг выбил ему небольшую роль в кунгфу-эпике
«Летающая убийца» (1967), главную роль в котором играла легендарная Конни Чан, и с
тех пор Гордон «заболел» кино. Тем не менее, основательно в индустрию он пришел
лишь в середине 70-х, когда ему было уже 18 лет.
Тогда гонконгская индустрия переживала бум, эпоху расцвета - в зените были звезды
Брюса Ли, Ти Лунга и Дэвида Чианга, Джимми Ванг Ю, и ей отчаянно нужны были не
только новые лица, которые впоследствии могли бы вырасти в кумиров мирового
калибра, но и подчас незаметные статисты. В первой половине 70-х Гордон появился в
качестве статиста в паре кунгфу-драм, а уже в 1973 году старшие братья пригласили
его поработать над боевиком «Отбиться от неприятеля» (Breakout from Oppression), причем он не
только сыграл в нем одну из главных ролей, но вдобавок еще и выступил как
сорежиссер и один из постановщиков боев.
Впрочем, свет фильм увидел лишь спустя пять лет - он был снят на небольшой студии, а
в то время кинопрокат был прочно оккупирован гигантами вроде Shaw Bros. Именно на Shaw
Bros. Гордон и пришел работать контрактным актером в том же 1973 году - его братья
работали там же и на несколько лет Лиу прописался во второстепенных ролях в
знаковых блокбастерах того времени. И хотя в то время у него были свои взлеты и
удачи, им он обязан скорее Лиу Чиа-Лянгу, который всегда продвигал своего младшего
брата и с «повышением» от постановщика боевых сцен до полноценного режиссера
получил больше свободы.
Утро, когда Гордон Лиу в буквальном смысле «проснулся знаменитым», наступило в 1978
году - свет увидели «Шаолинь против ниндзя» и «36 ступеней Шаолиня», в одночасье
сделавшие Лиу звездой не только в Китае, но и за его рубежом, включая Америку, где
последний фильм быстро стал культовым. Впрочем, хитовым фильм стал не случайно - в
картину вложили много денег, она снималась рекордные для студии Shaw Bros полгода (во
многом из-за огромного количества декораций, которые пришлось построить), на
съемках была масса травм и несчастных случаев. На волне успеха Гордона Лиу в
кинотеатры выбросили запылившийся «Отбиться от неприятеля», а наш герой вошел в
число главных звезд Shaw Bros того времени. Его образ бритого наголо монаха стал одним
из самых важных и узнаваемых в кунгфу-кино.
Начало 80-х принесло Лиу множество отличных ролей - достаточно вспомнить такие
картины, как «Клан белого лотоса» (1980), «
Охотники за сокровищами» (1981), «Клуб боевых искусств» (1981) и «
Боец с шестом» (1983). Но в середине 80-х гонконгский кинематограф ждал
перелом - появилась масса новых звезд, более молодых, активных, привыкших работать
по-новому, не так как на Shaw Bros, где фильмы снимались словно на конвейере и
первостепенным были сроки и бюджет, а не артистические амбиции его авторов.
Постепенно Лиу начали выдвигать на второй план, а в моду стали входить совсем
другие фильмы. Показательно, что отличный образец «олдскульного» кунгфу «Шаолинь
и вутанг» (1983), который Гордон Лиу поставил самостоятельно (это первый и последний
фильм, снятый им с начала и до конца), собрал просто смешные два с половиной
миллиона гонконгских долларов. Для сравнения - «Операция А» Джеки Чана, вышедшая в
тот же год, заработала почти в десять раз больше.
Эта судьба в то время ждала многих звезд 70-х - Дэвид Чианг, Чен Куан-Тай, Чи Куан-Чун
и многие другие гонконгские актеры, не говоря о тайваньцах вроде Дориана Тана и
Ванг Тао, оказались в схожей ситуации. В середине 80-х студия Shaw Bros. официально
закрыла свое производство (одним из последних фильмов, снятых на студии, стала
третья часть «36 ступеней Шаолиня», где Лиу опять же пришлось делить место на
экране с молодым Хсяо Хо) и Гордон отправился «на вольные хлеба». Он снимался в
небольших ролях в комедиях и боевиках набиравшего силу жанра Girls with Guns, а
параллельно развивал свою карьеру на телевидении, где звездам прошлого
по-прежнему были рады.
В последнее десятилетие его имя вновь всплыло в связи с двумя людьми - во-первых,
его старший брат Лиу Чиа-Лянг попытался возродить «олдскульные» кунгфу-боевики,
взявшись за амбициозный проект «
Пьяная
обезьяна», в котором молодые звезды вроде Джеки Ву и сына Лау Кар-Винга делили
экран с опытными Чи Куан-Чуном, Гордоном Лиу и его старшими братьями.
Продюсировала «Пьяную обезьяну» Мона Фонг с Shaw Bros. Попытку, впрочем, ждал провал.
Второй человек, заставивший мир вспомнить Гордона Лиу, - Квентин Тарантино,
доверивший актеру аж две разных роли в своей дилогии «Убить Билла». Лиу сыграл
главаря «88 Бешеных» в первой части и культового злодея кунгфу-боевиков 70-х,
мастера кунгфу Пай Мея, с которым тот же Гордон Лиу сражался, например, в том же
«Клане белого лотоса». Забавно, что вторую роль Тарантино планировал сыграть сам,
но после ряда неудачных проб признал, что лучше доверить ее кому-то другому.
Триумфального возвращения не получилось и с «Убить Билла», но благодаря этому
сравнительно кратковременному всплеску популярности Лиу неплохо пристроился.
Сейчас он регулярно появляется как в недорогих и независимых проектах типа
«Шаолиня против зловещих мертвецов» (2004), так и в дорогих блокбастерах уровня
«Отряда дракона» (2005) и «Китайской истории» (2005). Одновременно Лиу не покидает
телеканал TVB, на который он пришел еще в середине 80-х, сразу после завершения
контракта с Shaw Bros. Несколько лет назад он выпустил книгу и обучающее видео,
рассказывающее о кунгфу-стиле Hung Gar, который он практикует. Другие увлечения
Гордона (помимо боевых искусств и съемок в кино) - танцы, пение и игра на гитаре,
хотя ни в одной из этих областей он не добился значительных успехов.