Шенгелая Георгий Николаевич родился 11 мая 1937 года в Тбилиси, в семье
кинорежиссера, классика грузинской режиссуры Николая Шенгелая и известной
грузинской актрисы Нато Вачнадзе . Старший брат - режиссер Эльдар Шенгелая .
Народный артист Грузинской ССР (1985).
В 1961 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А.Довженко и
М.Чиурели), защитил диплом в 1963 году.
Уже с 1961 года Шенгелая работал режиссёром студии «Грузия-фильм», руководил
режиссёрской мастерской в Институте театра и кино имени Шота Руставели в
Тбилиси.
Написал сценарии к 10 фильмам, в основном к своим собственным, снялся как актёр в
пяти кинолентах: "Наш двор" (1956), "Отарова вдова" (1957), "Повесть об одной девушке" (1960),
"Иные нынче времена" (1965), "Приди в долину винограда" (1976) и др.
В 1991 - 1992 гг. - член Госсовета Грузии.
В марте 2001 г. создал и возглавил политическую организацию "Грузинская партия лозы.
Вместе с Россией".
Был женат на актрисе Софико Чиаурели (1937-2008). В браке родились двое сыновей:
Николай (Нико) - художник и Александр (Сандро) - актёр.
Творчество
"Ветер, которому нет имени" - так назывался рассказ Отара Чхеидзе, по мотивам
которого Георгий Шенгелая в 1985 году поставил фильм "Путешествие молодого
композитора". Впрочем, у ветра было имя. И у времени было имя: указанная точно дата
событий - 1907 год - никого не могла обмануть. Фронтальные композиции залитых теплым
светом кадров "Путешествия..." заставляют вспомнить холсты
Пиросмани и словно бы
концентрируют дежурное представление о кинематографе Грузии, якобы рисовавшем
сплошь обетованный край, где беззаботно пируют и предаются чудачествам. Но
селения, через которые проезжает "молодой композитор", как-то странно пустоваты, а
люди, пришедшие послушать его чарующие мелодии, куда-то исчезают. Странствие
интеллигентного собирателя народной музыки было метафорой безысходности -
обреченности всякой попытки найти свою дорогу в стране, где все дороги закрыты.
11 лет спустя в картине "Смерть Орфея" Шенгелая уже не указывает время действия. Но
и здесь герой-интеллигент, профессор-энтомолог, становится жертвой общества, где
правят бал национал-радикалы. Герой окружен испуганными, сломленными людьми, для
которых он - подозрительный тип, вражеский агент, безродный космополит. За те 11
лет, что прошли после "Путешествия...", Шенгелая снял только одну картину: боевик
"Хареба и Гоги" - советский по содержанию, национальный по форме - о мужественных
атлетах, простодушных кахетинцах, занимающихся народной борьбой. В 1970-е годы
Шенгелая уже предпринимал попытку выйти в народ, и она окончилась явной неудачей
("Приди в долину винограда" ). Теперь же, во второй половине 80-х, с появлением моды на
все народное и одновременно с усилением недоверия к интеллигенции (особенно к
шестидесятникам, получившим, как и Г. Ш., образование в Москве), автор
Пиросмани делает картину, которая становится лидером грузинского
кинопроката.
Если бы Шенгелая примкнул к звиадистам, он наверняка получил бы должность
министра культуры или другое почетное назначение. Однако, во-первых, помешало
родство: Гамсахурдиа считал Эльдара Шенгелая одним из главных своих врагов.
Во-вторых, Шенгелая хоть и вовремя стал автором народного фильма, но никогда не
отрекался ни от своей принадлежности к грузинской интеллигенции, ни от так
называемого российско-грузинского культурного пространства. Интересно, что
значительная часть картины "Смерть Орфея" снята на российские деньги и
пользовалась большим успехом в России, чем в Грузии, - притом, что фильм Шенгелая
был первой серьезной попыткой грузинского кинематографа осмыслить новейшую
историю страны. Тем не менее режиссер явно опоздал - за то короткое время, что
минуло от начала гражданской войны до премьеры фильма, в грузинском обществе
произошли значительные перемены. Новое поколение, особенно после абхазских
событий, разочаровалось в идеалах демократической революции и в ее героях,
одержавших победу над провинциальным фашизмом. Идеализированный автором герой
"...Орфея" озабочен спасением нравственности нации и своей безупречной чистотой
напоминает персонажей архаичных советских картин киностудии "Грузия-фильм", где
утверждалось моральное величие романтического героя. Кажется, что автор "...Орфея"
ощущает себя в ветхозаветном мире, которому действительно уже нет имени.
(По материалам статьи Георгия Гвахария и Олега Ковалова в сборнике "Новейшая
история отечественного кино".)
В своем последнем снятом в 2005 году фильме «
И шел поезд» с участием
Рамаза Чиквадзе, Кахи Кавсадзе, Зураба Кипшидзе и других известных грузинских
актеров, режиссер в соответствии со сценарием по вине простого железнодорожного
стрелочника приводит своих героев в тупик. Символичность финала картины отнюдь
не случайна. В жизни тупиком для Георгия является глобализация грузинского бытия,
стирание национальных черт, нынешнее состояние грузинского кинематографа и
разрыв между поколениями, поощряемый властями. После нескольких неудачных
попыток публично включиться в общественную и политическую жизнь Грузии,
Шенгелая, кажется, навсегда распрощался с этой идеей. Для грузин он - одинокий
рыцарь, идущий своей дорогой.
Личная жизнь
Георгий Шенгелая был первым мужем Софико Чиаурели . Когда в автокатастрофе
погибла его мать Нато Вачнадзе, мать Софико - Верико Анджапаридзе, дружившая с ней,
стала заботиться о 14-летнем Георгии. Когда юноша захотел поступать во ВГИК и
собрался в Москву, Софико, которая к тому времени была влюблена в него, решила тоже
отправиться в Москву. И тоже подала документы на актерский факультет. Хотя, по
рассказам домашних, до этого и не думала о сцене. Молодые люди поступили во ВГИК,
поженились, у них родился сын.
А потом, когда Верико Анджапаридзе работала над спектаклем «Уриэль Акоста»,
главные роли она дала дочери и актеру Котэ Махарадзе. Познакомившись, Софико и
Котэ решили пожениться. Их семья была одной из самых красивых пар Грузии. Сыновья
Чиаурели приняли Котэ, а дочь Котэ Мака - Софико.
Грузинский кинорежиссер и актер Георгий Шенгелая скончался в понедельник 17
февраля 2020 года в возрасте 82 лет.