Детство
Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос
скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он
часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали
какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении
разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и
спектаклях старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это
было так интересно, и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.
Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском
Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как
тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся
его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация».
Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже
предоставлять им в свободные дни свою сцену.
ГИТИС
Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву
поступать в ГИТИС. Родители были категорически против - хватит и одного артиста на
семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться.
Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил
с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка
денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь
маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.
На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них
- «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на
режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр трудно
было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли к
нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и
пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И
Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город,
но тут...
Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя
Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А.Гончарова.
Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он
пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и
Оренбургом. С тех пор он так там и работает.
Дебют на экране
В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время
пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это,
естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году,
когда Владимир Басов пригласил в свою картину «
Тишина». Георгий Мартынюк
вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было
время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм
был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не
мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино».
Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова
«
Метель» -
экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других
работ 60-х годов - роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «
Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя
«
Гибель
эскадры», киноповести «Щит и меч».
Личная жизнь
В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой
актрисе Валентине Марковой . Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была
москвичкой, то решился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в
коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось улучшить.
Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где
она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного
пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет.
Знаменский
Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав
Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о
деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать
следователи Знаменский, Томин и Кибрит - из начальных букв их фамилий и
складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на
Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина
режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла
актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей.
Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес
у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным»,
«Повинную голову», в следующем - еще четыре серии... «Знатоки» задумывавшиеся,
как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал.
С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по
телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали.
Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью.
Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по
улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и
фамилии моей настоящей не знали, для них я был - Пал Палыч Знаменский». В чем же
была причина такого обожания. Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый
идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные.
Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР,
присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий
Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда,
заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то
момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул
кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот
следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только
вежливо».
Заложник образа[/b]
Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни
вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам,
естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту
роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось».
Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет,
например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий,
видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не
оставалось, как надевать свои привычные маски.
Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она
практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели
приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия
он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в
тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь
тихие»).
А в это время в театре Георгий Мартынюк
играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. За годы
работы в театре он был занят в спектаклях: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих);
«Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если...» С. Алешина (Крылов); «За час до
полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться»
(Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж.
-Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск
по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Москва - Петушки» В. Ерофеева
(Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета»
Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского
(Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин);
«Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).
Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят
телевизор, и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк
вспоминает, как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное
заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес,
и зрители видели на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала
оторопь, а затем начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли
начать минут пятнадцать.
90-е годы
Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом
кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было
абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди
перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было
меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то
время...»
В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр.
Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с
полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного
больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени...
Возвращение[/b]
Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых
переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной
неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него
необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда
сыграл с большим удовольствием.
А в 2000
году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала
выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же
Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит... Замечательная актриса
Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового
следователя - Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой.
Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными
сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом.
Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай,
когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем
году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна
ностальгии прошла...
Георгий Яковлевич ушел из жизни после продолжительной болезни 13 февраля 2014 года в
Москве.