Детство
Геннадий (настоящее имя - Гений) Юхтин родился 30 марта 1932 года в селе Чубовка
Куйбышевской области в семье молодых коммунистов, которые во всем
соответствовали своей эпохи и своих детей они назвали попросту Идеей и Гением.
В десять лет мальчик осиротел: родители - политруки погибли на фронте и его
определили в специальный детский дом для детей погибших офицеров армии и флота,
из которого он тут же убежал. Потом он частенько убегал из детдомов, ведь далеко не
везде были нормальные условия: жестокие педагоги, да и сами ребята - маленькие
преступники, пили, кололись наркотиками, воровали, могли запросто убить.
В конце концов, парень оказался в Поволжье и словно попал в рай - обрел и друга на
всю жизнь и будущую профессию: трогательная, добрая воспитательница, бывшая
актриса приобщила своих воспитанников к художественной самодеятельности. Вот
тогда-то юноша всерьез увлекся театральным искусством, хотя, после школы он все же
собирался поступать в военное училище, куда первым "проложил дорожку" его
закадычный старший дружок Сашка, но Юхтин провалился по зрению.
Театр
И так выбор оставался за актерской профессией. Получив аттестат об окончании
школы, парень оказался в Москве, перед лицом приемной комиссии ВГИКа. Он сразу же
поступил на курс легендарной мхатовской пары - Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса
Владимировича Бибикова, выпустивших и Вячеслава Тихонова, и Нонну Мордюкову, и
Любовь Соколову... Да и учился Юхтин на одном курсе вместе с Руфиной Нифонтовой,
Изольдой Извицкой, Татьяной Конюховой, Надеждой Румянцевой,
Майей Булгаковой...
По окончании ВГИКа в 1955 году молодого актера приняли в легендарную труппу
государственного Театра-студии киноактера, где выступали такие звезды, как:
Марина Ладынина, Николай Крючков, Петр Алейников, Борис Андреев, Марк Бернес.
Театр киноактера был выбран актером один раз и навсегда, более полувека он не
прекращал играть на прославленной сцене.
Вместе с Натальей Крачковской показал зрителям комедию режиссера Николая
Бендеры "Аферисты", сыграл одного из космонавтов в интересной постановке "Дерзкие
земляне", блестяще создал образ американского писателя в прекрасном спектакле
"Бродвей, Бродвей" с кордебалетом, с танцами, с музыкой, в котором были заняты
интересные артисты: Лариса Лужина, Владимир Козелков, Инна Выходцева и очень
много талантливой молодежи.
Первые роли
В отличие от других театров, сцена Театра киноактера, так и иначе, всегда была
связана с кино, поэтому была уже традиция: очень многих выпускников ВГИКа тут же
расхватали на съемки.
Перед Геннадием Гавриловичем в то время встала дилемма: уезжать в Кунгур на
съемки "Чужой родни", там он уже был утвержден на роль, или в Ленинград на пробы
"Дела Румянцева". "Лучше синица в руках, чем журавль в небе" - решил вновь испеченный
киноактер и выбрал съемки в замечательной компании с молодыми, веселыми,
шаловливыми Ноной Мордюковой и Николаем Рыбниковым. Так кинодебютом для Геннадия
Юхтина стала эпохальная лента "Чужая родня" 1955 года и роль удалого гармониста
Васи.
Через два месяца съемки переехали в Ленинград - тут-то и оказалось, что главная
роль шофера Евдокимова в "Деле Румянцева" словно дожидалась Юхтина. Фортуна
улыбнулась актеру широкой улыбкой, ведь для начала творческого пути это была на
редкость выигрышная роль, которую он очень убедительно сыграл, да и фильм
полюбился зрителям и принес немалый успех самому актеру.
Предложения сняться в кино актеру последовали одно за другим. Геннадия Юхтина
приглашали сыграть героев социального плана, рабочих парней, лирических и
патриотических защитников Родины в популярные фильмы, в которых актеры на фоне
вымученного, стилизованного, зажатого в узкие цензурные рамки, лакированного
послевоенного искусства, стали играть самих себя, практически без грима, играть
свое время, свое поколение. Это известный инженер Крушенков из фильма "Весна на
Заречной улице" и бравый солдат Мухин в картине "Рассказы о Ленине", немного
скромный Павлов из "Баллады о солдате" и удалой матрос Галкин в "Мичмане Панине",
строгий секретарь горкома в "Повторной свадьбе", Муравьёв из "Мёртвого сезона" и
уравновешенный Набатов из "Воскресения".
"Амурные" фильмы
Персонажи Геннадия Юхтина не были героями-любовниками, режиссеры порой даже не
позволяли ему завести на экране роман, хоть он их об этом частенько и просил,
вообщем "любовный роман" всегда оставался за кадром, а на глазах у зрителя актер
раза два лишь целовался... И в 1964 году ему все же предложили то, что надо: и
страдания, и поцелуи, и объятия, и даже постельная сцена. Геннадий Юхтин был
утвержден на роль мужа Федора главной героини в драме "Фро" по рассказам Андрея
Платонова. Партнерша была настоящей красавицей, но она была замужем за очень
ревнивым грузином, да еще и за режиссером этой картина: Резо Эсадзе, который
наложил табу на объятия и поцелуи, объясняя свой запрет тем, что у Платонова
любовь платоническая, что его герои должны были лишь страдать, изжигая себя
страстью и желанием. Вот так по воле режиссера Юхтин в кино никакого удовольствия
от этой любви и не получил.
Через четыре года режиссер Семен Туманов все же "поправил положение", пригласив
актера на съемки в мелодраму с трогательным, драматическим сюжетом "Любовь
Серафима
Фролова" на
роль Ромки, деревенского мужика, инвалида с детства, "бабника", не призванного на
войну, который остался в тылу дожидаться свою жену с фронта. Очаровательная
Лариса Лужина играла жену героя Юхтина, которая, отвоевавшись, застала своего
"немощного мужичка" с любовницей, с блеском исполненная роль Тамары Семиной, и
бодренько отстегала его солдатским ремешком. После первого дубля Геннадий Юхтин
покрылся поперечными красными полосками, после второго кровоподтеками, а потом
даже синяки появились. Пришлось гримеру поработать, чтобы скрыть эти следы
"нежной страсти". С тех пор, как только заходил разговор о любви в кадре, актера
начинало бросать в дрожь.
В этом же, 1968 году актер ухитрился сняться еще в нескольких картинах, сыграв в них
роли второго плана: участковый лейтенант Егоров в фильме "Ошибка резидента",
капитан Муравьев Алексей Николаевич в "Мертвом сезоне", Суконцев в картине "Конец
"Сатурна", Абалов в "Грозе над Белой" и отец Паисий в киноленте "Братья Карамазовы".
Снимаясь в год на нескольких съемочных площадках, Геннадий Юхтин все же был
уверен: "Я, видимо, плохой артист: я не умею себя рекламировать, особенно в амурном
плане. Это мне всегда мешало, потому что искусство - это рынок, в нем надо уметь
себя показать и предложить",
Военные фильмы
Часто замечательному актеру в его киношной жизни пришлось сниматься в военных
фильмах: ходил в атаку дублей 100, на танке, на коне и пешим, даже сам ухитрялся
сделать трюки в потешных батальных игрищах, подрывался на пиротехнических
снарядах, то побеждал, то погибал геройской смертью...
В 1964 году, во время съемок фильма "Жаворонок" Геннадий Юхтин чудом не остался без
ноги. Его герой вместе с товарищами убежал из плена прямо на танке, в какой-то
момент он покинул танк, который все еще продолжал двигаться прямо на Юхтина. В
самый последний момент актер все же успел убрать ногу. Потом сержант-водитель
танка, пожав плечами, оправдывался: "Откуда же я знаю, что у вас в сценарии, может
нога не настоящая".
Роль в фильме "Неуловимые мстители" 1966 года режиссера Эдмонда Кеосаяна - одна из
самых ярких в актерской биографии Геннадия Юхтина. Роль, хотя и небольшая, но
убедительная, очень своеобразная и далеко не все узнавали актера в картине, - это
денщик Лютого - Игнат Уши, такой героический мужчина, не устерегший Даньку,
которого ему доверили охранять в баньке, за что и был убит.
"Актер Копелян уже застрелил меня, я лежу буквально под копытами его коня. И вдруг
у меня над ухом раздается еще один выстрел маузера - артист случайно нажал на
спусковой курок. От неожиданности меня, "мертвого" буквально подбросило над
землей - это видно даже в кадре. К сожалению, риск на съемках нередкое дело. А что
делать, снимут другого, а я вообще без работы останусь - приходилось рисковать,
другие вообще погибали" - вспоминает актер.
В творческом багаже Геннадия Юхтина много-много ролей. Правда, не все роли у
актера большие, есть эпизоды, но эпизоды в исполнении актера настолько сильные,
что они порой бывают сильнее главной роли. Одно из главных актерских качеств
Юхтина - он умел так сыграть небольшой эпизод в фильме, что зрители его запоминали
и ставили наравне с главными персонажами: Трофимов в "Линии жизни" и Беспятов в
картине "Факты минувшего дня", Глазунов в "Черном треугольнике" и боцман Израэль
Хендс в приключении "Остров сокровищ", просто майор в "Человеке, который закрыл
город" и Коткин в картине "Семен Дежнев".
Новое кино
Для Геннадия Юхтина все роли одинаково трудные и "чем меньше роль, тем больше
ответственность, ведь маленькую роль провалишь - и ничем уже не помочь".
Когда-то герой начинающего актера Геннадия Юхтина в киноленте "Баллада о солдате"
должен был на танковой переправе всего-то передать Алеше Скворцову письмо на
улицу Чехова для жены. Все! Но как это сыграть, чтобы потом зритель помнил об этом
письме? Именно в этом "Как?" - и есть весь Геннадий Юхтин. Именно этот вопрос не
позволил актеру более полувека назад слиться с актерами второго плана. Не
позволяет сливаться и сейчас.
Сегодня у киноартистов нет особого выбора: или надо сниматься в многосерийных
картинах, порой "жутких" по своей тематике, не говоря уж о другом, в рекламе, или
можно оказаться на обочине кинопроизводства. Однако именно работы Геннадия
Юхтина, порой и эпизодические, в сериалах не оставляют зрителя равнодушным.
Будь-то трогательный лакей Степан из "Петербургских тайн" или нагловатый Гавриил
Головкин в "Тайнах дворцовых переворотов", старый солдат Егоршин Иван Денисович -
защитник Отечества в "Богатстве" по роману Пикуля или подтянутый граф
Кудряшов-Зарасайский в "Леди на день".
Личная жизнь
Геннадий Юхтин женился поздно, наверное, потому что долго выбирал. Сюжет его
романа с Лидой Юхтиной довольно простой: они познакомились, она ему понравилась,
он сделал предложение, она согласилась. Оказалось, что он не ошибся. Жена актера -
не актриса, может быть, это и хорошо, в семье и одного актера хватило. Да и очень уж
обожает актер Геннадий Юхтин, когда его ждут дома, когда дом похож на дом, а не на
гостиницу с вечно не разобранными чемоданами.
В семье Юхтиных полная демократия: никто никого не пытается переделать, да и
меняется Геннадий Гаврилович гораздо быстрее, чем его Лида, потому что он старше,
а значит и "мудрее". Так что все помехи для счастья ликвидированы.
А в свободное время Геннадий Юхтин любит бывать на даче, там и банька у актера
есть... И когда в этой баньке собираются друзья актера, "тогда и рождаются истории в
стиле "Декамерона"... Но это уже, как говорится "Для внутреннего пользования".
Скончался 18 февраля 2022 года в одной из московских больниц от осложнений,
связанных с коронавирусом.