Сегодня об этом удивительном актёре вспоминают незаслуженно редко. А ведь он
являлся одним из самых ярких представителей мастеров Театра имени Вахтангова,
входил в число его золотой когорты, стоял в одном ряду с такими её
представителями, как Рубен Симонов, Николай Плотников, Анатолий Горюнов, Борис
Захава, Иосиф Толчанов, Николай Гриценко и другими.
Непревзойдённый исполнитель фрачных героев, обладавший врождённой
пластичностью и музыкальностью, необыкновенно порядочный и интеллигентный,
человек благородных помыслов, скромный в жизни и неистовый в работе, всецело
преданный театру - таким его запомнили близкие, друзья, коллеги. К сожалению, до
наших дней дошли лишь немногие снятые на плёнку его театральные работы и чуть
более двух десятков ролей в кино, по которым, тем не менее, можно составить масштаб
его яркой актёрской индивидуальности, неповторимой и своеобразной.
Родился Владимир Осенев 21 сентября 1908 года в простой рабочей семье, что не
помешало ему в дальнейшем стать воспитанным интеллигентным человеком. Его отец
имел, исчезнувшую ныне, специальность декатировщика. Мать занималась домашним
хозяйством и воспитанием двух сыновей - Владимира и Николая. Оба они увлекались
искусством, но каждый испытывал интерес к разным направлениям. Володя обучался в
музыкальной школе, а его младший брат - в художественной. Впоследствии Николай
Осенев (1909-1983) стал известным живописцем, заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Отец Владимира и Николая, безусловно, мог бы гордиться своими сыновьями, но, к
сожалению, не дожил до их успехов, рано уйдя из жизни. Владимиру, чтобы как-то
помочь своей, лишившейся кормильца, семье, пришлось поступить на обучение в
Московский промышленно-экономический техникум. На счастье, ему повезло, так как
при техникуме существовала театральная студия совторгслужащих, в жизни которой
Осенев стал принимать участие, что способствовало его небольшому творческому
развитию. Развитию, которое вскоре стало превалировать над его изначальным
стремлением получить профессию банковского служащего
Не доучившись в техникуме, Владимир Осенев уехал в Свердловск, где поступил в
местный ТЮЗ сотрудником для массовых сцен. После достаточно длительного периода
участия в массовках он, наконец, получил первую стоящую роль - Репетилова в «Горе
от ума», в которой познал свой первый актёрский успех. Это позволило ему в 1933 году
поступить вольнослушателем сразу на второй курс школы при Театре имени
Вахтангова в Москве и найти в нём, по сути, свой второй дом, которому он был верен
до конца своих дней.
Уже первая порученная Владимиру Осеневу роль Фадинара в «Соломенной шляпке»
раскрыла его как яркого острохарактерного артиста, которому были подвластны
любые актёрские краски в сочетании с пластичностью и музыкальностью. Вскоре он
стал виртуозным исполнителем фрачных героев и характерно-комедийных ролей.
Своих героев актёр наделял аристократичностью, тактом, прекрасным чувством
юмора, глубоким интеллектом. Осенев играл много и разнообразно. В его репертуаре
были такие роли, как Флоридор («Мадемуазель Нитуш»), Тенардье («Отверженные»),
Эгмонт («Перед заходом солнца»), Дон Жуан и Борахио («
Много шума из ничего»), Славомир («
Дамы и гусары»),
Белоносов («
На золотом
дне»), Голутвин («
На всякого мудреца довольно
простоты») и многие другие. Всего более сорока.
В кино Владимир Иванович стал известен достаточно поздно, хотя начал сниматься в
небольших эпизодах ещё с 1934 года. На экране он представал непревзойдённым
исполнителем ролей иностранцев, аристократов, вельмож, высших военных чинов,
которые всегда получались у него максимально достоверными. Его врождённая
интеллигентность, способность к внутреннему переживанию с довольно сдержанным
внешним рисунком выделяли Осенева среди других, окружавших его, экранных героев
даже в самых небольших ролях, которыми он никогда не чурался.
К лучшим киноработам актёра стоит отнести Крауха («Майор Вихрь»), председателя
суда («
Братья Карамазовы»), Тихого («Бег»), Понса («
Пятьдесят на пятьдесят»), Штюрмера («
Агония»), Стопанского («
Бриллианты для диктатуры
пролетариата»). Также Осенев много работал на дубляже и озвучании
мультфильмов.
В жизни Владимир Иванович был максимально скромным человеком, ничего для себя не
просящим. Благородность, интеллигентность и тактичность, присущие ему в
творчестве, были его постоянными атрибутами и в повседневной жизни. Он был
замечательным мужем и отцом, внимательным и заботливым.
Женившись на своей сокурснице по театральной школе, а затем и коллеге по театру,
Галине Львовне Коноваловой (1916-2014) он прожил с ней в полном согласии и
взаимопонимании около сорока лет. В 1940 году в их семье родилась дочь Елена. Но, всё
же, для него всегда на первом месте оставался театр. Ему он был беззаветно и
неистово верен, жил его жизнью, как своею собственной, переживая все его радости и
печали. Такая верность одному дому, одной сцене, бескорыстное служение искусству
достойны низкого поклона и уважения.
Владимир Иванович ушёл из жизни 1 апреля 1977 года. Похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве.
С использованием материалов сайта @ a-tremasov