Детство
Владимир Зельдин родился в творческой семье. Отец, Михаил Евгеньевич, окончил
Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижерский факультет. Мама, Нина
Николаевна работала учителем. Хотя Владимир и родился в Козлове, но большая часть
его детства прошла в Твери. С этим городом связаны его самые лучшие
воспоминания.
В их семье царила атмосфера музыки, искусства, любви к литературе. Владимир
Михайлович вспоминает: «Мои сестры, братья, которых сейчас уже нет, все играли: кто
на рояле, кто на скрипке, кто на виолончели. В нашем доме всегда была музыка, мы
росли в духовно насыщенной атмосфере».
В 1924 году их семья переехала в Москву. А в 14 лет окончилось счастливое детство
Владимира - умер отец. Спустя три года мальчик потерял и мать. Оставшись без
родителей, Владимир, тем не менее, не попал в дурные компании, не стал пить и
курить. В этом ему помогла школа. Школа была необычной - военизированной. Все здесь
было проникнуто военно-патриотическим воспитанием, преклонением перед боевой
славой России. Воспитанники даже участвовали в военных парадах на Красной
площади. В 1930 году в параде принял участие и Владимир. Помимо учебы он активно
занимался спортом - лыжами, коньками, футболом, волейболом, теннисом.
Все шло к тому, что по окончании школы Владимир должен был стать военным.
Большинство его одноклассников поступили в военные училища. Владимир решил пойти
в мореходку, его привлекала офицерская форма, романтика походов. Но на его пути
встала медкомиссия. Из-за недостатка зрения этот путь оказался для юноши
закрытым.
Театральное училище
Чтобы зарабатывать на жизнь, Владимиру пришлось стать учеником слесаря на заводе.
По его собственному признанию, работа не нравилась. Владимир в душе был
«гуманитарием», и мечтал, о другой жизни. Отдушиной для юноши стали выступления в
бригадах «синяя блуза» на заводских торжествах. Надо сказать, что, еще учась в
школе, он занимался в драмкружке. И теперь он вновь с огромным удовольствием пел,
танцевал, участвовал в различных постановках.
Однажды, возвращаясь домой с завода, Владимир увидел на заборе объявление о
приеме в театрально-производственное училище при Театре имени МГСПС (ныне театр
им. Моссовета). Тогда он и решил попробовать себя. Владимир Михайлович вспоминает:
«Пришел на конкурс без всякой надежды. Громко и внятно читал стихи Безыменского,
члены комиссии снисходительно улыбались. Потом попросили спеть, станцевать,
выполнить какой-то этюд». Владимира прослушали и попросили зайти через неделю. За
это время он успел позабыть о своем поступлении. А, вспомнив, пришел и очень
удивился, увидел свою фамилию в списке зачисленных в училище.
О своей учебе Владимир Михайлович вспоминает с большой теплотой: «Время было
тяжелое, нашей стипендии едва хватало на скудное питание. Но учились с
энтузиазмом, педагоги у нас были замечательные».
В 1935 году Владимир окончил училище и был принят в Театр им. МГСПС. Но долго он там
не задержался и уже три года решил уйти в Центральный театр транспорта, который
только что был создан. В этом театре он и проработал до начала войны.
«Свинарка и пастух»
В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе,
которого он играл в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра
транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в
новый фильм Ивана Пырьева «
Свинарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся настолько
достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на «Мосфильм» познакомиться
с Пырьевым.
Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба
Гатуева, по сути, была его - ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических
героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на
эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.
Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на
режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма
начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а
Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин
работавших на съемочной площадке - участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.
Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ
был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с
Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.
Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на
переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в
театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он
признается, что на спектакль «Стрекоза» о грузинском колхозе приходили многие
кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать
картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «
Свинарка и пастух».
Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На
съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки:
«Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет
смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии,
получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность
директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда
нас, «запасных» осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы,
во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же «извлекли» из строя, посадили
в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание - съемки
«Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок
забронировать».
Работа проходила в очень тяжелых условиях - в период вражеских налетов на Москву.
Вспоминает Владимир Зельдин: «Все первые сцены - радостные встречи на Всесоюзной
сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее - снимались
под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены,
непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые,
праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов.
Но желание отстоять Отечество объединяло всех».
12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно
эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского
драматического театра в Алма-Ате.
Между тем «
Свинарка и пастух» уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал
необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому
актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина
Ладынина и Николая Крючков. «Для каждого из них это была уже не первая роль, но
никаких признаков "звездной болезни" я ни у кого из них не заметил. Они относились
ко мне очень тепло, с нежностью и заботой», - вспоминает он. С огромной
благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.
А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные
встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.
«Сказание о земле сибирской»
После картины «
Свинарка и пастух» Владимир Зельдин некоторое время не снимался. В 1943
году он вернулся в Москву, в Центральный театр транспорта, играл там в основном
главные роли.
В 1947 году Пырьев вновь пригласил его в свою картину. В мелодраме «Сказании о земле
сибирской» Зельдину предстояло сыграть талантливого пианиста Бориса Олейнича -
роль, в какой то степени отрицательную. Владимир Зельдин с благодарностью
отмечал, что Пырьев дал ему возможность попробовать себя в новом качестве,
разглядел, что он может играть не только героев-любовников, но и отрицательные
роли.
О своей работе в этой картине Зельдин рассказывал: «Что примечательно, я должен
был играть на рояле концерт Листа с оркестром. Я учил этот концерт на
обеззвученном инструменте. В музыкальной комнате был репродуктор, пускали запись
этого концерта, и я старался воспроизвести на обеззвученном инструменте весь
ритмический рисунок этого концерта. В течение месяца я ежедневно репетировал
этот концерт. Записывал этот концерт, делал звуковую дорожку выдающийся пианист
Эмиль Гилельс . Я присутствовал во время этой записи, смотрел, как Гилельс садится
за инструмент, как он играет и т. д. Наступил день съемок. Мы снимали в Московской
консерватории: эстрада, симфонический оркестр, зрительский зал. Концерт я "играл"
до конца: Иван Александрович не прерывал его запись. Могу похвалиться: я человек
музыкальный, с увлечением "играл" этот концерт, и даже Иван Александрович Пырьев
после съемки подбежал, обнял и поцеловал меня».
«Учитель
танцев»
В Центральном театре транспорта у Владимира Зельдина дела шли неплохо. Была
постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской Армии, куда в 1945 году он
был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ему большие возможности.
Первой же ролью в новом театре стал Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «
Учитель танцев». «Это была очень интересная работа - я должен был и петь,
и танцевать, и фехтовать», - вспоминает Владимир Михайлович.
Спектакль имел огромный успех у зрителей, истосковавшихся за годы войны по
красивым постановкам, по музыке, по любви. Сам Владимир Михайлович ставит успех
этого спектакля в один ряд с фильмами «
Свинарка и пастух» и «
Сказание о земле Сибирской». Рассказывают, что как-то по
окончании спектакля за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова.
Благодаря «Учителю танцев» Зельдин познакомился со многими актерами и танцорами
балета: Олей Лепешинской, Майей Плисецкой, Катей Максимовой, Мариной Семеновой. На
представление приходили и многие актеры ведущих театров Москвы. По словам
Владимира Михайловича «
Учитель
танцев» проложил ему дорогу в мир известных и удивительных людей искусства.
В 1952 году Владимир Канцель вместе с Татьяной Лукашевич решили снять по спектаклю
фильм. Вспоминает Владимир Зельдин: «Получилось плохо - спектакль так просто не
может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами
съемки проходили очень тяжело - снимали, в основном, по ночам, другого времени не
давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно
танцевать на стеклянном полу - чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются...»
Тем не менее, фильм имел большой успех, особенно у женской половины, став одним из
лидеров проката 1952 года.
Возрастные роли в кино
Последующий период можно назвать переходным. В эти годы Владимир Зельдин
снимался в кино мало, сосредоточившись в основном на работе в театре. Некоторые из
театральных постановок, как например комедия «
Укрощение строптивой», переносились на экран. Но это было все же
редкостью.
Переходный период окончился спустя почти два десятка лет. И перед зрителями
возник новый Зельдин. С возрастом он переключился на характерные роли, которые
пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль
профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского «
Дядя Ваня». Эта работа как
этап, как веха определила дальнейший путь актера.
С этого момента Зельдина стали часто приглашать в кино. Так в 70-е годы он сыграл
множество ролей, среди которых наиболее заметные: Мелиот - король Перадора в
мюзикле «31 июня» и Дон Джеромо комедии «
Дуэнья». В 80-е Зельдин сыграл
Фредерика Фэрли в мелодраме «
Женщина в
белом», комиссара в детективе «
Тайна «Черных дроздов», судью в психологическом детективе «
Десять
негритят».
Все эти годы он много и разнообразно работал в театре. А роль блистательного
учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний - тысячный раз - он сыграл эту
роль в 60 лет!
Сыграв роль в детективе «
Последняя
осень» (1990), Зельдин затем в течение семи лет не снимался. Вновь зрители смогли
увидеть любимого актера в 1997 году в картине Николая Досталя «
Полицейские и воры». Зельдин замечательно, с юмором сыграл роль дедушки
- обаятельного персонажа.
90-лет. По-прежнему в строю
10 февраля 2005 Владимиру Михайловичу исполнилось 90 лет. Но кто даст ему столько,
глядя на неунывающего, всегда подтянутого актера, продолжающего радовать
зрителей на сцене и на экране. Недавно вышел сериал с его участием - «Любительница
частного сыска Даша Васильева».
В театре он продолжает играть в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Загнанная
лошадь», «Приглашение в замок», «Ханума». Играет без скидок на возраст. К своему
90-летию он подготовил новую роль - Дон Кихота в знаменитом мюзикле «Человек из
Ламанчи». Мастер вновь поет, танцует, играет в драматических сценах. И как
утверждает, будет играть и впредь, пока есть внутренняя энергетика, силы, память...
«Это ведь огромное счастье - выступать на сцене», - говорит Владимир Михайлович.
Наверное в этой жажде постоянно работать и заключается секрет вечной молодости
актера.
Владимир Зельдин скончался 31 октября 2016 года в реанимационном отделении
института имени Склифосовского на 102-м году жизни.