Филатов Леонид Алексеевич
Отец - Филатов Алексей Еремеевич (1910 г. рожд.), радист. Мать - Филатова Клавдия
Николаевна (1924 г. рожд.). Супруга - Филатова (Шацкая) Нина Сергеевна (1940 г. рожд.),
актриса театра и кино, окончила ГИТИС имени А.В. Луначарского. Имеет сына.
Еще будучи учеником 10-го класса средней школы в городе Ашхабаде, Леня Филатов
сообщил всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Сомнений в
том, что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после выпускного бала он
приехал в Москву с группой одноклассников. «Все это было от провинциальной
наглости, а не от уверенности в собственных силах, - вспоминал он потом. - Я понял,
как огромна Москва и как в ней много таких “гавриков”, как я. Выяснилось, что во
ВГИКЕ меня никто не ждет». Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он по
совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на актерский факультет
Щукинского училища и был туда принят.
Окончил Театральное училище имени Б. Щукина (1965-1969), курс В.К. Львовой и Л.Н.
Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при
Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую «Таганку», многие его
отговаривали: «Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все орут». Но он ни о
чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.
Он был актером так называемого «второго призыва». Пополнение «Таганки» на рубеже
1960-1970-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской
команде «первой пятилетки». Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный,
Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков - такого талантливого набора,
как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.
В «Таганке» Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы - роли
Ведущего в спектакле по роману Н. Чернышевского «Что делать?». А «повинны» в этом
были его обаяние, которого не отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не
научишь. Но о своих первых шагах по «таганковской» сцене сам Филатов вспоминал
впоследствии с большой теплотой и неподдельной самоиронией: «Я мечтал стать
мировой знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в
памяти благодарных современников. Этого не получилось. И все-таки я счастлив...
“Таганка” была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране.
Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было
только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина,
Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава... “Таганка” -
это университет. Здесь вблизи видел замечательные образцы человеческой отваги,
хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью. Именно в этом доме я
научился жалеть и прощать... Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и
весь окружающий меня мир так же нормален и прекрасен, как “Таганка”».
Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, - это талант
вулканического происхождения, хотя по этому счету «природный вексель» не оплачен
и наполовину. Хотя Ю. Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя
сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию,
но все-таки сыграл Л. Филатов на «таганской» сцене не так уж и много. Ведущий в «Что
делать?», Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни
Галилея», эпизодические роли в «Десяти днях», «Часе пик», центральные - в «Доме на
набережной», «Пристегните ремни», «Пугачеве», «Антимирах», «Мастере и Маргарите»,
«Товарищ, верь» - все добротно и успешно для нормального актера. Но «полигона» для
вулканической природы все-таки маловато.
Был бы Филатов только актером - может, возроптал бы, нашел бы другой театр, где мог
утолить свои «премьерские» амбиции, вполне законные для такого мастера. Но
помешали ему в этом (и помогли «Таганке») нетривиальные черты характера: умение
дорожить честью братства, способность к самоиронии, любовь к таганскому «дому» и
к каждому из «домочадцев». Отсюда и горячее сострадание Ю. Любимову за его
мытарства, за мучительную цену, которую платили театр и его создатель
временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность Л. Филатова к
самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в судьбу
Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто:
интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался
творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его
ролей.
Л. Филатов становится полноправным членом «таганского соавторства». Не только
актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее
сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое
мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей
группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В. Высоцкий, В.
Золотухин, А. Демидова, Б. Хмельницкий, И. Дыховичный. Неудивительно, что в перечне
имен создателей одного из спектаклей «Таганки» - «Под кожей статуи Свободы»
значилась и фамилия Л. Филатова.
В тот период, когда «Таганку» возглавил А. Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет
работал в театре «Современник» (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в «Таганку».
Еще в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или
интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить
театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на
экране.
За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: «
Избранные» (Б.К.,
режиссер С. Соловьев, 1983), «
Грачи» (режиссер С. Ершов), «
Забытая мелодия для флейты» (режиссер Э. Рязанов), «
Экипаж»
(Скворцов, режиссер А. Митта, 1980), «
Город Зеро» (режиссер К.
Шахназаров), «
Чичерин» (Чичерин, режиссер А. Зархи), «
Успех» (режиссер, режиссер К. Худяков,
1985), а также роли в картинах «
Капитанская дочка» (Швабрин, 1976), «Иванцов, Петров, Сидоров» (Петров, 1979),
«
Ярослав
Мудрый» (воевода Твердислав, 1982), «
Из жизни начальника
уголовного розыска» (режиссер С .Пугинян), «
Шаг» (режиссер А. Митта), «
Претендент»
(СССР-Словакия, режиссер К. Худяков), «
Загон» (режиссер И. Гостев), «
Европейская история» (режиссер И. Гостев), «
Исповедь его жены» (режиссер Грикявичюс), «
Женщины шутят всерьез» (режиссер К. Ершов), «
Соучастники»
(режиссер И. Туманян), “Вам и не снилось” (режиссер И. Фрэз) и др.
В начале 1990-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению -
режиссуре. «Я люблю самое разное кино - Бунюэля, Бергмана, Бессона, Тарковского,
Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да
мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини», - признался он однажды. В 1991 году
снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «
Сукины дети», который
получил первую премию на фестивале «Кинотавр».
К исходу 1989 года Л. Филатов уже приобрел всесоюзную славу актерского лидера
последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди кинодеятелей, почетное звание,
титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные
призы... И наряду с этим - издерганность, подорванное здоровье, неспособность
бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 1990-х годов отойти от
активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта
проявилась на другой стезе - литературной. Его всегда, еще в юности, отличала
редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали
возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений
- стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно
трудился в литературе все последнее десятилетие. Л. Филатов писал стихи, песни,
пьесы, пародии. В предисловии к сборнику его стихов «Уважайте удачу» А. Володин
пишет: «Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи... и
кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях... Но оказывается - нет:
вот еще о себе и еще о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих
кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен!
Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает - и
печальное и мудрое, - на радость нам. И все же - он не разный в своих дарованиях. Он -
единое явление. Его поэзия создает образы душевной жизни людей, не похожих друг на
друга, даже противостоящих друг другу. Это свойство истинного искусства”. “Мир -
это театр”, - по слухам, говорил Шекспир. Читая стихи Леонида Филатова, каждый
может сказать: мир - это и поэзия».
Одна из последних книг Л. Филатова - «Театр Леонида Филатова», вышедшая в 1999 году, в
которую включены пьесы «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Большая любовь
Робина Гуда», «Часы с кукушкой», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата»,
«Возмутитель спокойствия», «Опасный, опасный и очень опасный», песни к спектаклям
«Театр Клары Газуль», «
Мартин Иден»,
«Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни», а также пародии
«Таганка-75».
В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается. Те, кого
еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности, одиночестве и
зачастую в забвении. Многие из любимцев публики прошлых лет уже умерли 10 и более
лет назад, а зритель зачастую об этом даже не подозревает. В основном талантливые
люди, да еще и не совпавшие с официальным временем, живут мало. Ушли из жизни О.
Даль, В. Дворжецкий, И. Извицкая и многие, многие... Кто же о них вспомнит, если не
свой брат актер! Поэтому с 1994 года Л. Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу
«Чтобы помнили», посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в
живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его
новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
В 1989 году Л. Филатов был избран секретарем Союза кинематографистов СССР. Он -
народный артист России (1996), лауреат премии «Триумф», лауреат премии МКФ в
Карловых Варах за фильм «
Чичерин», где играл главную
роль.
Был женат на актрисе «Содружества актёров Таганки» Нине Шацкой.
Скончался в Москве 26 октября 2003 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.