Владимир Владимирович Басов (Владимир Басов-младший) - советский и российский
актёр, кинорежиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств Российской
Федерации (2007).
Владимир Басов родился 9 февраля 1959 года в семье известного актера и режиссера
Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой .
В 1991 году окончил ВГИК, курс Сергея Бондарчука.
Сниматься начал в начале 1970-х годов, играл в фильмах «Москва - Кассиопея», «
Отроки во Вселенной», «
Время и семья Конвей», «
Чужие здесь не ходят» и др.
Как режиссёр дебютировал в 1993 году фильмом «
Бездна, круг седьмой».
Сын знаменитых родителей
В середине 50-х судьба свела актрису Наталью Фатееву с 32-летним режиссером
Владимиром Басовым, делавшим свои первые шаги в кино. В 1957 году она сыграла одну из
ролей в его фильме «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они
поженились. В 1959 году на свет появился мальчик, которого назвали в честь отца
Владимиром.
Брак Фатеевой и Басова оказался недолговечным. Уже спустя несколько лет они
развелись. Владимир остался с матерью. У Натальи не хватало времени на сына, и
мальчик с детских лет был предоставлен самому себе. Воспитывали его дедушка с
бабушкой. Никакого отношения к кино не имели, жили в Харькове. Дедушка был военный,
а бабушка - директор ателье. В конце 60-х Наталья Фатеева вышла замуж во второй раз,
за космонавта Бориса Егорова.
С 5-го класса он начал курить тайно, а с 8-го - уже открыто. Видя все это, мать в 1972
году пристроила сына в кино - он снялся в роли Феди Лобанова в фантастическом
фильме «
Москва-Кассиопея», а через год в его продолжении - «
Отроки во Вселенной».
Наталья Фатеева, сама презиравшая советскую систему, привила эту нелюбовь и сыну,
из-за чего у Володи часто бывали неприятности в школе. Он вспоминает: «Я
фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я
хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама.
Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с
ней слушали Би-би-си и "Голос Америки". Она меня так настраивала...»
С отцом Басов-младший не общался до 18 лет. А потом вдруг подружились: «Просто я
подрос, мы созвонились, встретились и стали дружить. Я понимал, что жизнь есть
жизнь. Конечно, наверное, лучше б они с мамой не разводились, когда мне было 4 года.
Но так уж случилось. Папа позвал меня сниматься в свою картину, потом в другую...
Потом его хватил инсульт, и он четыре года лежал. И это уже были поездки по
больницам...»
Личная жизнь
В 18 лет Владимир надумал жениться на дочери дипломата. Он привел ее в родительский
дом, но мать не одобрила этого шага сына и вскоре попросила молодых жить отдельно.
Какое-то время молодые скитались по снимаемым квартирам. Однако выдержали это
испытание и, главное, не расстались. В 1984 году у них родился сын Иван.
Актер и режиссер
К тому времени Владимир уже окончил ВГИК - актерское отделение факультета
режиссуры (1981, мастерская Сергея Бондарчука). В 80-е годы он много снимался в кино.
Среди его работ - роли в саге «
Время и семья Конвей», приключенческом детективе «
Чужие здесь не ходят», комедии «Сон в руку, или чемодан» и др.
С начала 90-х Владимир Басов занялся режиссерской деятельностью: «После ВГИКа я
несколько лет работал актером, снялся в 30 картинах. А в 1988 году возникла студия
«Дебют», я принес туда один сценарий, другой, третий. И в 1991 году дебютировал как
кинорежиссер. Тогда любой желающий, кто имел высшее образование, мог попробовать
свои силы. В перестройку, чтобы снимать, «корочки» не требовались. Алеша Балабанов
- педагог, Валера Тодоровский - сценарист. Мне вообще кажется, режиссура -это не
профессия, а стиль жизни. Так мозги устроены.».
Первой его работой стал психологический триллер под названием «Бездна. Круг
седьмой». Страшная, мистическая история о двух друзьях решивших нечестным путем
завладеть старинной иконой. Потом были «
Одинокий
игрок», «
Вместо меня», «
Любовь.ru»,
«
Чистые ключи», «
Не забывай!» и «
Срочно в номер» и др.
Работает над сериалами Басов-младший вместе со своей женой Ольгой: «Так
получилось, что некому было работать. Кино было в застое, денег не платили, все
ассистенты разбежались. И я попросил Ольгу помочь. Получилось. Я торпеда, которая
идет по волнам, а Ольга - глубинная бомба, ее не видно, но она страшнее. То есть она
отвечает за глубину повествования, а я за внешний вид.».