Демерташ Виктор Константинович - украинский актер. Родился в Киеве 15 июня 1947 года
в семье рабочего.
Окончил актерский факультет Всесоюзного государственного института культуры
(1972,мастерская В.Белокурова).
Интервью актера Запорожскому информационному порталу «Индустриалка»
Виктор Демерташ сегодня мало напоминает спортивного красавца Франсуа из
популярного телефильма «
Капитан Немо».
Актер изрядно набрал вес и сильно хромает - сказываются старые травмы.
На международном кинофестивале «Бригантина» Виктор Демерташ не был избалован
вниманием прессы, молодые коллеги даже имени такого не знали. Поэтому пообщаться
с ним удалось без труда.
- Виктор Константинович, у вас необычная фамилия. Что она означает?
- Фамилия турецкая, означает «железный камень». Кто-то из предков попал в плен во
время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, вот оттуда она и происходит.
- Почему вы выбрали актерскую профессию?
- Я ее не выбирал, она меня сама выбрала. Папа у меня был большой любитель рыбной
ловли. И вот однажды мы поехали на Десну рыбачить, и около нас остановились
студенты Киевского театрального института. Я с ними подружился, и они меня
пригласили в свой спектакль дипломный. И когда я соприкоснулся с этим миром,
появилось желание стать артистом.
Но, как говорят, хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Я поехал в
Москву поступать во ВГИК. А в театральные институты - Щукинское училище, МХАТ,
ГИТИС - можно сдавать творческий конкурс без документов, и обычно все сдают сразу
в несколько вузов. В общем, я прошел в Щукинское училище и во МХАТ, а тут мне
сказали, что во ВГИК принимает Бабочкин. Мне стало интересно, я пришел, прошел два
тура, потом увидел Бориса Андреевича Бабочкина, он так хорошо ко мне отнесся, что я
на следующий день пошел в Щукинское училище, забрал документы и положил их на стол
ВГИКовской приемной комиссии.
- И не пожалели об этом?
- Пожалел. Потому что на вступительных экзаменах получил по сочинению кол и,
конечно, попал в армию. Когда в армии анализировал, почему же я смог поступить и
туда, и сюда, пришел к выводу, что, скорее всего, из-за внешности, ведь я был
симпатичный молодой человек. И вот однажды к нам в часть привезли английский
фильм «Ричард III» с Лоуренсом Оливье в главной роли. Я понял: это то, что мне нужно, -
хромой, горбатый, зато какая сила! Приготовил монолог и после армии опять поехал
во ВГИК, чтобы доказать, что не только во внешности дело. И поступил, правда, в
мастерскую уже не Бабочкина, а Белокурова. Это было в 1968 году.
- А сниматься в кино вы начали еще студентом?
- Да, первая моя роль была на «Таджикфильме» в картине «Каникулы в раю». А через 2
года закончил институт и практически сразу начал сниматься в картине «
Много шума из ничего», потом на Одесской киностудии пригласили меня в
картину «
Капитан Немо».
Всего я снялся более чем в 100 картинах.
Но меня преследовали травмы. На «Азербайджанфильме» во время съемок
фильма-сказки «
Здесь тебя не встретит рай» я поломал ноги: пять переломов
правой ноги и два перелома левой. Поправился быстро, так как всю жизнь спортом
занимался, но реабилитацию не прошел - молод был, постоянно времени не хватало. Вот
и сейчас эти травмы дают о себе знать, мешают на 100 процентов работать.
Кстати, снимался и в Запорожье, в фильме «Женщина с острова Хортица», который
вышел под названием «
Повесть о женщине».
- В 70-е годы вы довольно много снимались, но вспоминается, наверное, в первую
очередь Франсуа из «Капитана Немо».
- Да, по тем временам это, конечно, было явление, тогда ведь не было сериалов. Это
был один из первых телевизионных фильмов. К тому же, в то время преобладала
рабочая тематика, все время в фильме варим, жарим, пилим, а тут Жюль Верн,
фантастика, подводная лодка. И прекрасные актеры играли там - Миша Кононов,
Владислав Дворжецкий. Володя Талашко, хороший режиссер Василий Левин. Фильм имел
ошеломляющий успех, особенно у детей. Он и рассчитан был на молодежь, но, как ни
странно, и взрослые с удовольствием смотрели. И меня узнавали очень часто, так как
я тогда был худенький, стройненький. Это уже после травмы поправился, во мне
сейчас, наверное, от того Франсуа ничего не осталось. Узнают, конечно, но уже редко,
не то что раньше. Но это ведь не главное. Главное, что я принес людям радость своей
работой.
- Вы сыграли у Юрия Ильенко в фильме «Лесная песня. Мавка», и после этого он вас приглашал во все последующие
фильмы.
- Знаете, как-то у Ильенко спросили, как бы ему в укор: «Почему вы снимаете своих
друзей?» А я говорю: «Юра, а ты ответь: а что, я должен был врагов своих снимать?» Так
вот, помимо того, что я работал у Юры, мы с ним дружили. А его супруга Люда Ефименко
была моей однокурсницей, мы вместе с ней закончили ВГИК, мастерскую Белокурова.
Нас очень многое связывало: и человеческие отношения, и работа. И я гордился, что
снимаюсь у такого великого режиссера. Он был очень талантливый человек во всем.
Как-то собрались у него дома, и я сказал композитору Евгению Станковичу, который
писал музыку к фильму «
Легенда о княгине Ольге», где я играл князя Мала, что ему больше всех
повезло. Юра ведь и сценарист, и режиссер, и оператор, и актер, и художник - вот у
скольких людей хлеб отбирает. И только музыку писать не может - слуха у него нет.
- В последние годы вы снова стали активно сниматься.
- Да, вот недавно снялся в украинско-шведской картине «Братья», у Анатолия Матешко
в детском музыкальном фильме «Трубач». Я-то все время снимаюсь, но масштаб работы
уже не тот. Работать в художественных картинах и телесериалах - это очень большая
разница. Но это тоже хороший опыт. Тут надо постоянно быть сконцентрированным,
быстро на все реагировать, быстро все делать, потому что очень большой метраж.
Но вообще работы в кино стало гораздо меньше. Мы больше снимаемся в российских
картинах, а в них нам дают роли второго плана, потому что главные роли играют
московские актеры. Но, к счастью, я работаю в театре. Играя на сцене, ты
обогащаешься как актер, растешь, учишься, совершенствуешься, сам получаешь
удовольствие, а когда видишь, что это удовольствие получает и зритель, это вообще
неописуемый восторг.