После окончания Московской художественной школы (1946) учился на курсах
художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Затем работал
аниматором. В
1954 дебютировал как
режиссёр одной из первых кукольных картин вновь организованного на
«Союзмультфильме» цеха объёмной и кукольной мультипликации. В последующие годы
сотрудничал с режиссёром Е.Н.Райковским, с 1963 работал самостоятельно.
В 1960 окончил факультет графики Московского полиграфического института. Снимал
рисованные, реже - кукольные и комбинированные фильмы. Неоднократно шёл на
технологические эксперименты (первый советский широкоэкранный мультфильм - «
Мурзилка на спутнике», первое применение электрографии в советской
анимации в фильме «
Малыш и
Карлсон», комбинированные съёмки оператора Я.Топпера в «
Щелкунчике»,
видеосовмещение актёра с рисованной декорацией в «Ассоли»). Постоянно
сотрудничал с художником А.М.Савченко и эпизодически - с другими художниками
(В.А.Никитиным, П.П.Репкиным, Г.Д.Новожиловым, Ю.А.Бутыриным). В 1980-83 - художественный
руководитель студии «Мульттелефильм» ТО «Экран». Был членом худсовета
«Союзмультфильма», в 1972-82 - Вице-президент АСИФА. Совместно с А.М.Савченко и
самостоятельно оформлял детские книги и диафильмы.
Борис Степанцев известен во всём мире как признанный мастер детского кино.
Однако, будучи исключительно талантливым, он сильно «разбрасывался». Его
увлекали комбинированные съемки, нестандартные операторские приемы, кукольная
анимация... Из-за этого, в частности, не получила продолжения дилогия о Малыше и
Карлсоне, которая могла стать замечательным мультипликационным сериалом.
Художник Анатолий Савченко так вспоминает о Степанцеве: «Бориса часто
«заносило». Он был очень талантлив, ему хотелось успеть всё. Его призвание -
детское кино, из любой ерунды он мог сделать конфетку, но Борис хватался за любую
новизну. Его увлекали комбинированные съемки, какие-то нестандартные
операторские приемы, потом он вдруг вообще переключился на кукол. Боря Степанцев
умер, когда ему было пятьдесят с небольшим. По-моему, не выдержало сердце...»
«МАЛЫШ И КАРЛСОН»
Сказку о Карлсоне шведская писательница Астрид Линдгрен в 1955 году подарила на
день рождения своей дочке Карин. Его «прототипом» стал ниссе, скандинавский
домовой, которого Линдгрен наделила пропеллером: в ночь, когда она придумала
Карлсона, за окном что-то долго жужжало.
Художник-постановщик Анатолий Савченко, рисуя мультик, отталкивался от
иллюстраций к первому, шведскому, изданию книги. В мультике Карлсон, как и в книге,
обаятельный и самовлюбленный. А вот Малыш из озорного превратился в меланхолика.
Домомучительница, которую Линдгрен называла «по-настоящему противная и злая
тетка», стала несчастной одинокой женщиной. «Я старался делать своих персонажей
смешными, и главное - добрыми», - говорит Анатолий Савченко.
Режиссер Борис Степанцев пробовал многих на озвучку Карлсона, в том числе Алексея
Грибова, но оставался недоволен и пожаловался Василию Ливанову, который иногда
заходил в киногруппу поиграть в шахматы. Актер предложил: «Давай я попробую!» И
получилось. «Во время записи я много импровизировал, - рассказывает актер. -
Например, я горжусь тем, что придумал фразу «День варенья».
На роль фрекен Бок Анатолий Савченко предложил
пригласить Фаину Раневскую. Как удалось получить согласие актрисы, никогда до
этого мультики не озвучивавшей, - загадка. Накануне записи Борис Степанцев,
попавший в режиссеры из художников и с актерским ремеслом мало знакомый, всю ночь
штудировал труды Станиславского. И когда актриса вошла в студию и сказала
«Ну-у-у...», произнес пространный монолог о том, как он хочет работать над ролью. На
что Фаина Георгиевна ответила: «Знаете что, мне тут карманный Немирович-Данченко
не нужен. Идите вон туда (указывая на звукооператорскую рубку) и смотрите на нас
из этого аквариума».
Раневская, кстати, жутко обиделась, когда увидела фрекен Бок. Она воскликнула:
«Неужели я такая страшная?» «Я ответил: «Это не вы, а образ!» - говорит
художник-постановщик. - Но, по-моему, актриса так и осталась при своем мнении».
Когда были сняты «
Малыш и
Карлсон» и «Карлсон вернулся», «Союзмультфильм» собирался делать третий, про
дядюшку Юлиуса. Но потом проект заморозили и так к нему и не вернулись.
Из фильма слов не выкинешь
Я - мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил!
Спокойствие, только спокойствие!
А мы тут, знаете ли, плюшками балуемся!
Ну, я так не играю...
Ой, а у вас молоко убежало!
Ку-ку! Ку-ку, мой мальчик!
Но ведь я же еще и талантливый!
А-ля-ля-ля-ля, а может, я сошла с ума... Какая досада!
У меня жужжит в обоих ухах!
Малыш, а как же я? Ведь я же лучше собаки?!
Моя бабушка - чемпион мира по обниманиям!
Он улетел, но обещал вернуться...