Директор фильмов и писатель Блейк Эдвардс приобрел известность, в основном
благодаря популярным комедиям 60-х и 70-х годов прошлого века из цикла «Розовая
пантера», с их главным героем - незадачливым инспектором Клуазелем, каскадом
трюков и незатейливым юмором. Однако творчество Эдвардса имеет намного более
широкий диапазон. Он является одним из создателей современного кино с
профессиональным умением комбинировать колоритные визуальные сцены с тонким
юмором в фильмах типа «
Завтрак у Тиффани»(1961 год), «
Выстрел в темноте»(1964 год) и детективного телевизионного сериала «
Питер Ганн» в конце 50-х, начале 60-х годов.
Блейк Эдвардс родился 26 июля 1922 года в городке Тулса, Оклахома; отца его звали
Вильям Блейк Крамп. Его родители развелись, когда он был маленьким, и мать
повторно вышла замуж за голливудского продюсера Джека Мак-Эдвардса. Отчим Блейка
был директором известной киностудии «Фокс». Задворки студии стали для ребенка
игровой площадкой. Эдвардс закончил школу в Беверли Хиллс, прошел военную службу
в береговой охране, и отчим взял его на работу в семейный бизнес. Эдвардс подписал
контракт с киностудией и в 40-х годах он сыграл почти в 25 фильмах, включая такие, как
«Осушители болот» (1945 год), и «Лучшие годы в нашей жизни» (1946 год).
Далее Эдвардс занялся писательским творчеством, он написал сценарий для
радио-сериала «Ричард Даймонд, частный детектив» (1949 год), где проявил присущее
ему чувство юмора, а в 50-х годах он уже написал ряд сценариев для кинофильмов. В 1953
году Эдвардс выступил продюсером сериала «Городской Детектив».
В 1955 году последовал его дебют в качестве директора фильма «Улыбнись» -
музыкального романса, в котором школьная учительница и сочинительница песен
находит любовь в большом городе. Следующий фильм, «
Мистер Кори»,
выпущенный на экраны в 1956 году, имел большой успех у зрителей, в фильме впервые
сыграл будущая звезда экрана, юный Тони Кертис. В 1958 году Эдвардс выпустил новый
телесериал, имевший большой успех и номинированный на «Эмми» - «
Питер Ганн»,
главный герой которого, частный детектив, любитель джаза, явился примером нового,
присущего только Эдвардсу, утонченного чувства юмора.
Пик творческой деятельности пришелся на 60-е годы, начиная с классической комедии
«Операция Петтикот» c Тони Кертисом и Кери Грантом в главных ролях. В 1961 году
Эдвардс выпустил один из наиболее ироничных фильмов - «
Завтрак у Тиффани», героиня фильма была номинирована на «Оскар» за
создание образа хрупкой сельской девушки, изображавшей искушенную светскую
львицу. А композитор Генри Манчини, уже работавший ранее с Эдвардсом в сериале «
Питер Ганн», сочинивший для фильма «
Завтрак у Тиффани» песню «Лунная Река», получил за нее награду
Академии. Многолетнее творческое сотрудничество с композитором Генри Манчини
помогло Блейку Эдвардсу развить свой творческий потенциал.
Далее следует новаторский фильм «
Дни вина и роз»
(1963 год) с актерами Джеком Леммоном и Ли Ремиком в главных ролях, где он смело
поднял проблему алкогольной зависимости. Фильм был номинирован на «Золотой
Глобус» как «лучшая драма», и вдохновил игравших в нем главных героев на поиски
собственного освобождения от алкогольной зависимости.
Благодаря присущей ему многогранности, Эдвардс обращается к разным жанрам и
темам, так в 1962 году он выпускает триллер «Эксперимент в терроре», производивший
впечатление документальных съемок. А потом он обращается к образу французского
инспектора-разини Жака Клоуазье (Питер Селлерс), и начинается эпоха серий
«Розовая пантера». Первый фильм сразу становится хитом, благодаря утонченности и
грубоватому юмору. Свой вклад в фильм внес и Селлерс, создавший неповторимый
образ главного героя, и, хотя во время съемок Селлерс часто спорил с Эдвардсом, и
они оба клялись никогда не работать вместе, однако они встретились на съемках
следующего фильма - «
Выстрел в темноте» (1964 год).
Эдвардс продолжает снимать комедии: «
Большие гонки»
1965 года, «
Вечеринка» 1968 года.
Однако затем Блейк Эдвардс понес огромные финансовые потери после «
Дорогая Лили», поссорился с руководителями студии из-за фильмов «Дикие
пираты» (1971 года) и «Лечение Кэрри» (1972 год).
Последовала депрессия, и Эдвардс с невестой, актрисой Джулией Эндрюс , игравшей в
«Дорогой Лили», переезжают в Европу, где остаются надолго.
Из-за финансовых проблем Эдвадрс возвращается к съемке продолжения комедий
«Розовая пантера». «
Возвращение Розовой пантеры» (1975 год) имел оглушающий
успех, кинотеатры были полны зрителей, с удовольствием смеявшихся над
приключениями незадачливого инспектора. В течение 70-х и 80-х годов Блейк
продолжает выпуск продолжений «Розовой пантеры», и одновременно занимается
исследованием темы, близкой ему лично, о жизни стареющих актеров, роли секса в
жизни и их проблемах. Он воплотил это в фильме «10» 1979 года, ставшего хитом.
За многолетнюю творческую карьеру 39 фильма Эдвардса были номинированы на такие
награды как «Оскар», «Золотой Глобус» и «Эмми», вместе с тем, он организовывал и
проводил творческие вечера - диспуты между ведущими деятелями кинобизнеса, что
общепризнано его большим вкладом в развитие кино.
Эдвардс заслужил всеобщее уважение в индустрии фильмов, а его комедии остаются
популярными среди зрителей разных поколений.