Анисимова Галина Александровна родилась 17 июля 1929 года в Москве.
Галину Анисимову, девочку из нетеатральной семьи, не игравшую даже в
самодеятельности, - с ходу приняли во ВГИК, на курс Бориса Андреевича Бабочкина и
Нины Алисовой. Но, волею судьбы, доучиться там не пришлось - юная Анисимова стала
ученицей лучших педагогов Театрального училища им.Б.Щукина.
С 1952 года работает в Театре им. Вл. Маяковского и работает в нем по сей день. В
творческой биографии актрисы - и молодые героини («Гамлет», «Зыковы», «Гостиница
«Астория»», «Таверна Мелодии»...), и возрастные характерные роли («Трамвай
«Желание»», «Дети Ванюшина», «
Жизнь Клима Самгина», «Энергичные люди», «Мертвые души», «
Женитьба», «Развод по-женски»).
Галина Анисимова за свою долгую жизнь в театре не раз играла с выдающимися
партнерами, составлявшими цвет отечественной сцены. Посчастливилось ей однажды
даже составить дуэт со знаменитым англичанином Полом Скофилдом (в «Гамлете»
Охлопкова он несколько раз сыграл заглавную роль, а Анисимова играла Офелию).
Огромный период жизни Театра им. Маяковского прошел на глазах у актрисы и при
непосредственном ее участии.
Интервью Натальи Каминской с Галиной Анисимовой в Газете «Культура» от 25
октября 2007 года: «Театр - это не стены, а живые люди!»
Наш собеседник - народная артистка СССР Галина Анисимова, актриса
охлопковского призыва, она поступила в театр им. Вл.Маяковского в 1952 году и
работает в нем по сей день...
- Я пришла в этот театр в 1952 году, после Щукинского училища. В это время там
царствовал Николай Павлович Охлопков, и любое участие в его спектакле - в
массовке, в хоре, в крошечном эпизоде - было для меня великим счастьем. Судьба
сложилась так, что меня ввели на роль Офелии в знаменитом охлопковском "Гамлете" и
я должна была заменить в этой роли великую Бабанову. Так, с первых шагов я
столкнулась с тем, что является в театре самой главной драмой. У каждого актера
время неумолимо отнимает первенство, роли, успех... Надо ли опять доказывать, что я
не просилась играть Офелию. Даже помыслить об этом не могла. Это было решение
режиссера. Однако с той поры Мария Ивановна Бабанова перестала отвечать на мои
приветствия, не замечала меня. Ей было слишком больно, это можно понять. Впрочем,
первый "холодный душ" от великой актрисы я получила еще раньше, когда мне дали
крошечный эпизод в одном из спектаклей с ее участием. Меня и так-то колотило, я
нервничала, хотя роль была совсем пустячной. Но больше всего меня убил момент,
когда Мария Ивановна поставила меня спиной к зрительному залу и при этом еще
прошептала мне прямо на сцене: "Только ты быстро-быстро говори и уходи". Меня
потрясло, как мастер такой величины может сказать такое девчонке, которую в
последнюю минуту всунули в спектакль. И только гораздо позже я поняла, сколько
пережила в театре сама Мария Ивановна, и как вообще жесток театр.
- Тем не менее известно, что Бабанова все же бросила вам однажды в коридоре по
поводу Офелии фразу: «Хорошо играешь!"»
- Она же мастер, и где-то подспудно понимала, что в этой внутренней драме я ни при
чем. В спектакле у нас был хор вокруг Офелии, что-то вроде хороводика. И вдруг
однажды меня вызвал Охлопков, долго со мной говорил, а вот репетировал всего один
раз (у него был помощник Алексей Кашкин, который проработал со мной все сцены). Я
ведь и в костюмах была бабановских. Позже один мне сшили, а второй так и был с ее
плеча. Художником спектакля был знаменитый Рындин, большой мастер, и костюмы были
потрясающие. До сих пор помню этот шедевр: черный бархат, на лифе кружевная сетка...
- Актеры говорят, что в чужих костюмах есть и своя магия, и свой
предрассудок...
- Конечно, когда надеваешь костюм другого исполнителя, испытываешь особое
чувство. Я вообще зануда и к вещи в театре отношусь как к живому существу: не могу
повесить свой костюм кое-как. Я не могу смириться с тем, как нынешние ребята
бросают их, будто хлам, гоняют несчастного костюмера. Вообще время меняет не
только содержание театра, но и градус всего того, что происходит за кулисами.
Помню успех "Гамлета" (Евгений Самойлов блистательно играл в нем заглавную роль),
который не сравнить с самим понятием нынешних успехов. На гастролях в Ленинграде
толпу зрителей держала конная милиция. Конечно, театр в те времена играл в умах
населения совсем иную роль. И сами порядки внутри театра были иными.
Я пришла в труппу и не только увидела эту плеяду гигантов. Старшие актеры приучали
нас даже не к этике в театре, но к эстетике поведения: как жить в театре, как себя
вести. Бабанова, например, приходила всегда загодя, отдельно стояла на сцене, в
кулисах, готовилась. И вокруг нее будто образовывалось защитное поле. А сейчас
несутся на сцену с верхнего этажа, на ходу влезая в костюм. Молодые девочки,
которые ничего еще не сыграли, уже впряжены в сериалы и подают в репертуарную
контору список своих свободных для театра дней.
- За свою долгую жизнь в театре вы застали уже третьего художественного
руководителя. Вы были свидетелем не только подъема, но и медленного ухода лидеров.
Что происходит в это время в театре?
- Это трагедия. Угасание личности (если во главе театра крупная фигура) очень
тяжело наблюдать. Когда гаснет он, все погружается во тьму. Охлопков до последней
минуты, до того, как ушел умирать в больницу, приходил в театр. Каждый день
требовал от жены, чтобы она вела его в театр, хотя идти было три минуты. Он приходил
в свой кабинет, садился и начинал вызывать по одному, спрашивать. Люди понимали,
что он уже неадекватен. Однажды я столкнулась с ним около лестницы, он меня узнал,
спросил, как дела, и велел держаться. Очень тяжело смотреть на человека, которого
боготворишь, а он на твоих глазах деградирует.
- Знает ли история примеры, когда режиссер, строящий новый театр,
миндальничает и гладит по головке?
- Наверное, не знает. Ситуация типичная для театра, но актеры этого не выносят.
Гончаров, конечно, строил другой театр и был очень жестким в деле. Но в жизни это
был другой человек: отзывчивый, обаятельный, душевный.
- В чем, по-вашему, заключалась особенность театра Гончарова?
- Это был очень интересный психологический театр. Это было открытие новых пьес.
"Трамвай "Желание" Уильямса никто у нас тогда не ставил - мы его играли 20 лет с
аншлагами! Спектакль был сгустком актерских энергетик, у меня там была крошечная
роль, но я ее обожала. Гончаров мне очень помог в разработке этой роли. А возьмите
"Бег" Булгакова, который просто забыть невозможно. А поднять на сцене горьковскую
эпопею "Жизнь Клима Самгина", и как поднять, с каким блистательным актерским
составом, с какой мощью! Или вот "Закат" Бабеля, поздний его спектакль, на который
хватило еще энергии. Как играл там Армен Джигарханян! Гончаров был мастером
контрастов - яркое сочеталось у него с тонким психологизмом. Вот что важно - он не
боялся приглашать режиссеров на постановки! Будучи еще молодым руководителем,
пригласил Марию Осиповну Кнебель, она поставила "Таланты и поклонники", где первую
роль сыграл Владимир Самойлов, блестящий актер. В театр пришла Татьяна Доронина,
личность мощная. Гончаров умел ценить и уважать сильную личность, но слабую, увы,
он подминал.
- Режиссерам той эпохи приходилось вести борьбу чуть ли не за каждый
спектакль, причем не только внутри театра, но и снаружи - отстаивать его у властей.
Не всем хватало выдержки.
- О, это я хорошо помню. Гончаров столько нервов тратил на всю эту борьбу, что,
приходя в театр, видимо, не знал, на кого излить раздражение.
Было очень суровое время. Однажды на него пришел донос, и его вызвали в горком
партии. А в это время я, по несчастью, была секретарем парторганизации в театре.
Поехала с ним и тряслась, как осиновый лист. Нас принимал тогдашний грозный глава
Гришин, рядом сидели крупноголовые, почему-то весьма мрачные люди. Как ни странно,
один Гришин казался доброжелательным. И вдруг я поняла, что мы выиграем. Я что-то
говорила про особенности творческих натур и понимала, что гроза миновала. Вышла в
коридор, Гончаров стоял белый как мел. На нем, конечно, все эти мытарства
отражались. Он безумно боялся, что ему запретят делать то, что он считает нужным. А
вот режиссеров, как я уже говорила, приглашать не боялся. При нем работал
талантливый Борис Кондратьев ("Сослуживцы", "Энергичные люди"), который рано ушел
из жизни. У него ставили Фоменко, Черняховский, Ахрамкова, Борис Морозов.
Он выпестовал уникальную труппу. Имел особое чутье на актеров: Гундарева,
Симонова, Костолевский, Филиппов, Фатюшин - это уже его плеяда.
- Но эпоха Гончарова уже в прошлом. Нынче - время Сергея Арцибашева. Судя по
всему, он не явился в театр с такими хозяйскими намерениями, как его
предшественники.
- Когда мы остались в театре, прошедшем славный путь, имеющем заслуги не перед
государством даже - перед зрителем, без художественного лидера, перед нами встала
сложная задача. Назывались разные кандидатуры. Скажу о себе. С Сергеем
Арцибашевым я встретилась на спектакле "Уроки музыки" Людмилы Петрушевской (его
тоже позвал Гончаров). Я не поленилась и пошла в Театр на Таганке, где шел
замечательный спектакль Арцибашева "Надежды маленький оркестрик". Он меня
особенно тогда поразил как актер: все было современным - другая пластика, другие
интонации. Он затем выпустил на Покровке "Женитьбу", и игравшие в этом спектакли
наши артисты Костолевский и Филиппов согласились со мной: надо звать его в театр.
После последних лет угасания Гончарова, когда все хозяйство стало неумолимо
расползаться, заново поднять эту махину было очень сложно. Главное, конечно, не
разбазарить актеров, которых в это время разбирали телевидение, антреприза. Но
так случилось, что Арцибашев с Покровки не ушел (не мог уйти, это его любимое дитя).
Так что задача усложнилась. Когда он предложил нам "Женитьбу", мы поначалу
недоумевали. Но потом поняли: первая задача - занять артистов - была выполнена. Мы
очень любим этот спектакль, и зрители его обожают. До сих пор Сергей Арцибашев
нашу огромную труппу не трогал, никого не увольнял, хотя наверняка об этом думает.
Я всегда смотрю, стоя в кулисах, как он играет Чичикова, и вновь наслаждаюсь его
игрой. Для меня он - режиссер и актер сегодняшнего дня. Мне нравится его энергия,
его любвеобильность (вот только что дочку родил). Хотелось бы пожелать ему более
энергично соединять в спектаклях молодежь со стариками - ко взаимному обогащению,
к достижению нового качества игры и тех, и других. А еще хочу пожелать ему нового
серьезного репертуара - побольше классики, на которой всегда рождается
совершенно новый театр. Да и сам режиссер уже успел не раз доказать, что умеет
найти классической пьесе оригинальное современное решение.