Начало
Ариадна Всеволодовна Шенгелая родилась 13 января 1937 года в Ташкенте, первая
фамилия - Шпринк. Тонкая аристократическая красота и древнегреческое имя -
Ариадна сыграли свою роль в судьбе красавицы: все наперебой пророчили девушке
только театральное поприще, да она и сама со школьных лет мечтала блистать на
сцене. Получив среднее образование, девушка поступила во Всесоюзный
государственный институт кинематографии, в актерскую мастерскую Белокурова.
После успешного окончания, молодая талантливая актриса была принята в труппу
Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова в Тбилиси, на прославленной
сцене которого она с блеском играла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу "Цезарь и
Клеопатра" и роль Анны Франк в спектакле "Дневник Анны Франк" по Э.Гудричу и
А.Хеккету.
Кино
Актрису с такой яркой и заметной внешностью, конечно же, кинорежиссеры не
заметить просто не могли. В кино Ариадна Всеволодовна стала сниматься с 1957 года.
На экране она дебютировала в роли студентки мединститута Ирины Ледневой, дочери
Леднева в психологической мелодраме "Екатерина Воронина" по одноименному роману
Анатолия Рыбакова. Студенткой же начинающая актриса сыграла и роль Татьяны
Лариной фильме-опере
Евгений
Онегин. Далее юную актрису приглашали на роли второго плана: невольница в
танцевальных мечтаниях у Ивана Пырьева в романтической драме по Достоевскому
"Белые ночи", красавица Зана в картине "Фортуна", и Евгению Гранде - главная роль в
романтической драме "Евгения Гранде" по одноименному роману Оноре де Бальзака
режиссера Сергея Алексеева.
Став дипломированной актрисой, Шенгелая была приглашена на киностудию
"Грузия-фильм". Безусловно, ее восточная красота привлекала внимание режиссеров,
они буквально завалили актрису предложениями. Ей стали предлагать роли юных
девушек, вступавших в самостоятельную жизнь, обладающих сильной волей, умеющих
добиваться цели, понимая, что не все средства для этого хороши: Лена Топилина -
возлюбленная рабочего кондитерской фабрики Тимофея Корнеева, успешная роль
Геннадия Вернова, в религиозной драме режиссера Михаила Ершова "Люблю тебя,
жизнь".
Немного наивная, но серьезная не по годам Лена - главная роль в партнерстве с
несравненной Фаиной Раневской в трагикомедии Надежды Кошеваровой "Осторожно,
бабушка!" о строительстве нового Дома культуры, о бюрократах, неравнодушных к
своему времяпрепровождению пенсионерах, их детях и внуках, решающих проблемы
любви и лидерства.
Ефремова Евгения - главная героиня, работница почты, потерявшая 300 рублей, девушка,
которая будет ждать возвращения главного героя Николая, первая роль в кино Льва
Прыгунова, в лирической киноповести Феликса Миронера "Увольнение на берег".
Вольнолюбивая рыбачка Мария в киноповести о большой и чистой любви Марии и сына
чабана Гелы "Белый караван" режиссера Эльдара Шенгелая.
В конце 1950-х и в 1960-е годы Андриана Шенгелая стала одной из самых популярных актрис
советского кино. Постановщиков покоряла внутренняя мощь актрисы, ее боготворили
за талант, как бусинки на ниточку стали нанизываться интересные работы.
Лирическое дарование и незаурядное поэтическое обаяние актрисы в полной мере
раскрылись в ее лучшей роли - княгини Веры Николаевны в киноработе с режиссером
Абрамом Рооме в любовной драме "Гранатовый браслет" по одноименному рассказу
Куприна.
С "Гранатового браслета" у актрисы началась вереница титулованных женских ролей,
"... повысили в чине", - шутила сама Шенгелая: графиня Маша Наум Трахтенберг в драме
по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла "Повести Белкина" в
компании знаменитых актеров: Михаила Козакова, Юрия Яковлева и Олега Табакова.
Статная, с французской легкостью и жизнерадостностью Княгиня Вахвари в
искрящейся радостью и молодым задором картине Георгия Данелия "Не горюй!", в
которой, впрочем, все актеры были блистательны - и Евгений Леонов, солдат, как
будто сошедший со страниц русских сказок, и Софико Чиаурели, замученная
многочисленным семейством Софико, и хрупкая Анастасия Вертинская, Мэри
Цинцадзе.
В историко-биографической киноленте, посвященной творчеству венгерского
композитора Ференца Листа, «
Ференц Лист. Грезы любви» Шенгелая сыграла главную роль княгини
Каролиной Витгенштейн, с которой композитор познакомился во время концертной
деятельности в России, с которой связан самый плодотворный веймарский период
творчества Листа и которой он посвятил знаменитые "Грезы любви".
Эльдар Шенгелая пригласил свою любимицу сняться в роли прекрасной Маргариты,
жены Трифония, в трагикомической притче «
Чудаки». А затем была одна из
лучших ролей актрисы - Кассандра, жена Дмитрия Кантемира в киноленте «
Дмитрий Кантемир». Тогда Ариадна Всеволодовна удивительно легко
вписалась в актерский ансамбль фильма, своей женственностью и мягкостью помогла
актеру Михаю Волонтиру создать образ не только властного молдавского господаря,
но и любящего супруга, отца семейства.
Роли второго плана
Актриса высокого профессионального уровня Ариадна Шенгелая не чуралась и от
ролей второго плана, которые в ее исполнении превращались в настоящие шедевры
кино: словоохотливая Эмма Константиновна в картине «
Перед ужином»,
добрая Мария мать Тодорки в сказке Бориса Рыцерева «
Ученик
лекаря», властная Анна Федоровна Самборская в приключении Юрия Мастюгина «
Голова Горгоны», уравновешенная мать Сергея в социальной драме Инессы
Селезневой «
Вот
такая история...», эффектная Ведунья в совместной работе Геннадия Васильева и
Чжан Шиу, в сказке по мотивам русских и китайских преданий «Волшебный проект».
В последний раз на экране талантливая актриса появились после пятилетнего
перерыва в шестидесятипятилетнем возрасте в фильме «Бабий Яр».
Сейчас Ариадна Шенгелая живет в Тбилиси, преподает актерское мастерство, живет
очень скромно.
Семья
Ариадна Всеволодовна была замужем за режиссером Эльдаром Шенгелая (род. 1933). Дети:
Нато Шенгелая (род. 1958) - актриса, и Kатья (Екатерина) (род. 1967).