Родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив
Елоховской церкви. Отец - директор райпищеторга, мать - завхоз в детском саду.
Матушка-природа не поскупилась и одарила её по высшему разряду. У неё была не
просто хорошая фигура, но стан, не глаза - но очи, не волосы - но роскошная грива, не
губы - но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова
всегда относилась к своей внешности с иронией.
Однако в 1947 судьба подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову,
на улице, приняв облик расторопного ассистента режиссёра по актёрам: «Девочка,
хочешь сниматься в кино?». На этот раз согласие мамы не потребовалось, потому что
девочка тут же ответила: «Да!». Она была тогда достаточно высокой, курносой, с
косичками и веснушками. Ларионову поставили на учет в актёрский отдел
«Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Поскольку сниматься иногда
приходилось и ночами, учебу она совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на
тройки.
Окончив школу, Алла не раздумывая подала документы сразу в два института - ГИТИС и
ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения
забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает:
"Девочка, сколько тебе лет?". - "17", - говорю. А он: "Так в 17 лет надо память получше
иметь...".
Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему
категорически не понравилась. "У нее нос большой и губы," - сказал мэтр жене и
пожизненной своей ассистентке, «Хозяйке Медной горы» Тамаре Федоровне Макаровой,
-"Она некрасивая и нефотогеничная". Но Макарова, которой девушка приглянулась,
уговаривала: "Сереженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая -
какие глазки, какие волосики!". И - убедила. Но обо всем этом Алла Дмитриевна узнала
позже.
Гадкий утёнок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя - самого
красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всём советском кино 50-х.
С 1953 года - актриса Театра-студии киноактёра.
В кино начала сниматься ещё будучи студенткой, её первая главная роль - в картине
"Садко". Фильм имел потрясающий успех! Ошеломляющая славянская красота Аллы
Ларионовой нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой
жены Вертинского Лидии. С нею она ездила на международный кинофестиваль в
Венецию, и итальянские газеты писали: «Самая молодая, самая веселая, самая
красивая!», "Солнце Венеции - в волосах у Аллы".
После конкурсного показа фильма «
Садко», получившего главную награду
фестиваля - «Золотого льва», на нее буквально накинулись режиссёры. Она стала
первой советской киноактрисой, которую позвал Голливуд. Сам Чаплин пригласил её
сниматься в своём фильме, но тогдашние власти не разрешили Ларионовой работать за
"железным занавесом". Случись это, артистическая судьба её могла бы сложиться
иначе и её, вероятно, узнал бы весь мир. Чуда не произошло.
Однако, по-настоящему узнала Аллу Ларионову наша страна только после "Анны на шее".
Ларионова и потом немало снималась - были в общей сложности около сорока ролей, но
именно чеховская Анна так и осталась на всю жизнь её талисманом. К сожалению, в
последние годы жизни она до обидного мало снималась, но ездила по России на
кинофестивали, а в советское время участвовала в практиковавшихся на больших
стадионах празднествах под названием "Товарищ кино" или, к примеру, вместе с
вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по
стране со спектаклем "Деньги, коварство и любовь", где ей досталась роль, которую
раньше играла Людмила Целиковская. Как актриса она, несомненно, сумела бы сделать
неизмеримо больше того, что ей удалось, будь к ней внимательнее наш кинематограф.
И всё же в последний год жизни Гильдия актёров кино России удостоила её призом "За
выдающийся вклад в профессию".
Последним фильмом Аллы Ларионовой стала курсовая работа тоже студента ВГИКа,
который заканчивала когда-то и она, - у фильма было пророческое название: "Тихий
ангел прилетел...".
После приезда с гастролей из Белгорода, вечером 25 апреля 2000 года, она легла спать
и...не проснулась. Актриса умерла в Страстную неделю, перед Пасхой. Похоронена на
Троекуровском кладбище Москвы, рядом с могилой мужа - артиста Николая Рыбникова
(1930-1990).
Каждая роль Аллы Ларионовой становилась событием в кино. И сегодня, стоит ей
появиться на экране в лентах прошлых лет, её образ завораживает. Это и называется -
Актриса на века.
Личная жизнь
Коля добивался Аллу шесть лет, со времен их учебы во ВГИКе. И в институте, и потом
все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он
оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими.
Довольно рано она начала сниматься - еще когда была студенткой, Птушко пригласил
ее на главную роль в фильм «
Садко». В том же фильме играл актер
Иван Переверзев - там они с Аллой и познакомились. Через несколько лет между
артистами закрутился роман, Ларионова забеременела. Казалось, что теперь уже
точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки. Только вот Переверзев на беременной
подруге жениться не торопился. Как потом выяснилось, он тогда метался между двумя
женщинами - Аллой и актрисой Театра сатиры Кирой Канаевой, которая тоже ждала от
него ребенка.
Развязка этой истории наступила в Минске, на съемках картины «Полесская
легенда», где Ларионова снималась вместе с Переверзевым. Иван наплел ей про
какие-то срочные дела в Москве и улетел. Вернулся через несколько дней. Алла потом
рассказывала: «Взяла с кресла брошенный Ванькой пиджак, повесила в шкаф. Из
кармана достала паспорт. Перед тем как убрать в тумбочку, машинально пролистала, а
там - свежий штамп о браке». Оказывается, вот зачем Ванька в Москву сорвался -
жениться». Алла, не сказав ни слова, собрала вещи и ушла в другой номер. Позвонила
по междугородке жене своего брата Вале, с которой была дружна, и выплакалась ей. А
Валя тут же набрала Рыбникову: «Коль, у нее с Переверзевым все кончено!» Колю не
нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и
первым же рейсом вылетел к Алле в Минск делать предложение. И на его счастье, она
ответила согласием. Это было 2 января 1957 года, праздничные дни, ни одно учреждение
не работает. Но Коля был настроен решительно, сумел с кем-то договориться, чтобы
открыли загс, и их с глубоко беременной Аллочкой расписали. К тому времени на
экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице», Рыбников прославился на весь
Советский Союз, и отказать ему не смогли. А через два дня Коля уже вернулся в
Москву на съемки «Высоты».
В феврале Алла родила Алену. Что говорили за спиной, Рыбникова и Ларионову не
волновало. Переверзев был вычеркнут из их жизни: как говорится, отрезали и забыли.
Сам он тоже не проявлялся, никогда не пытался объясниться с Аллой, увидеться с
Аленой.
Когда его уже не было на свете, отмечали какой-то юбилей Переверзева, и его внук
приглашал Алену - она отказалась. У нее действительно был только один папа. И Коля
любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их
общей с Аллой дочерью Аришей.