Андрей Попов родился 12 апреля 1918 года в Костроме, в семье театрального режиссёра
Алексея Дмитриевича Попова. В 1939 году окончил студию при Центральном театре
Красной Армии (ЦТСА). С 1940 года актёр Центрального театра Красной Армии, который в
то время возглавлял его отец А. Д. Попов.
За следующие 23 года Андрей Попов выходил на сцену во многих постановках театра.
Среди его работ этого времени роли в спектаклях: «Копилка» (1945), «Степь широкая»
(1949), «Ревизор» (1951), «Мой друг» (1957), «Последняя остановка» (1957), «Барабанщица» (1959),
«Яков Богомолов» (1962), «Океан» (1961). В
1960 году Алексей Дмитриевич Попов был вынужден уйти с поста главного
режиссера театра на пенсию, к этому привел ряд разногласий с руководящими
органами Главного политического управления, в подчинении которого находился
театр. Через год Алексей Дмитриевич скончался. В 1961-63 годах обязанности главного
режиссёра исполнял А. Л. Дунаев, а затем театр возглавил Андрей Алексеевич Попов.
Андрей Попов руководил ЦТСА до 1974 года. В это время он продолжал выходить на сцену
(«Свет далекой звезды» (1964), «Трудные годы» (1966)), а также ставил собственные
спектакли: «Камешки на ладони» А. Салынского, «Бранденбургские ворота» М.
Светлова, «Неизвестный солдат» А. Рыбакова — по мнению критиков, добротные, но
весьма скромные работы. Среди его постановок также были и музыкальные:
героическая комедия «Ринальдо идет в бой» (пьеса Горинеи и Джованнини, музыка Д.
Модуньо) и сказка «Солдат и Ева» (пьеса Е. Борисовой, музыка А. Островского,
совместная постановка с А. Муатом) — именно в жанре музыкального спектакля Андрею
Попову удалось проявить себя, как театральному режиссёру.
Андрей Попов собрал вокруг себя плеяду талантливых режиссёров: Д. В. Тункель, Б. В.
Эрин, Н. А. Мокин, М. М. Буткевич. Мария Осиповна Кнебель за годы его руководства
театром поставила в ЦТСА три спектакля. В середине 1960-х годов ведущим режиссером
стал ученик А. Д. Попова и М. О. Кнебель Леонид Ефимович Хейфец.
В 1966 Хейфец поставил ставший знаменитым спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по
произведению А. К. Толстого, в котором Попов сыграл, возможно, свою лучшую
театральную роль — царя Иоанна Грозного. Спектакль стал настоящим событием
театральной и культурной жизни Москвы, над этой ролью Андрей Попов продолжал
работать всю жизнь, даже после ухода из Театра Советской армии. Вслед за Иоанном
Грозным последовали удачные работы Попова в постановках «Часовщик и курица» И.
Кочерги, «Влюбленный лев» Ш.Дилени. Необходимо выделить его работу в спектакле
«Элегия», где актёр предстал в образе классика русской литературы И. С.
Тургенева.
Чеховские персонажи — Епиходов в спектакле «Вишнёвый сад» (постановка М. О.
Кнебель, 1965) и Войницкий в «Дяде Ване» (постановка Л. Е. Хейфеца, 1970), сыгранные
Поповым, стали залогом последующих его успехов в пьесах Чехова уже на другой
сцене.
С 1968 года Андрей Попов начал преподавать в ГИТИСе, с 1973 года — профессор.
Последней крупной ролью Андрея Попова на сцене ЦТСА стала роль старшины Васкова в
спектакле «А зори здесь тихие». К 1973 году атмосфера в театре вновь оказалась
неприемлимой для дальнейшей работы, диктат военного руководства не
способствовал творческому самовыражению артистов и постановщиков, и в через год
Андрей Попов покинул театр, которому отдал 35 лет жизни.
В том же, 1974 году Андрей Алексеевич стал актёром МХАТа. Первой работой Андрея
Попова на сцене Московского художественного театра стала роль Галилея в
постановке Олега Ефремова по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея» (1975).
Среди ролей, сыгранных им сцене Московского художественного театра, работы в
спектаклях: «
Иванов» (1975), «Чайка» (1975), «Обратная связь» (1977), «Утиная охота» (1979),
«Отец и сын» (1981). Особенно органичен был Андрей Попов в ролях чеховских
персонажей, Ростислав Плятт отзывался о нём так: «Андрей Алексеевич, конечно, был
идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и
чеховским человеком». К этим ролям Попов шёл всю жизнь, и только в годы работы во
МХАТе смог позволить себе уделять столько внимания любимому материалу. Актёр
обладал собственным видением чеховских персонажей. Например, в роли Сорина
(Чайка) Попов трактовал «чеховского старика поперёк канона: любил Нину Заречную,
расцветал при ее появлении» ( "Смелянский ").
В 1976 году Андрей Попов взял руководство над театром имени Станиславского,
находившийся в кризисе, вызванном частой сменой главных режиссёров и слабостью
художественного руководства. Андрей Алексеевич позвал в этот театр своих
учеников — Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. Борис
Морозов поставил пьесу «Сирано де Бержерак», Анатолий Васильев — «Вассу
Железнову» и «Взрослую дочь молодого человека», именно с этими постановками
принято связывать прорыв в творческой жизни Театра Станиславского. Однако
«удержать» театр Андрею Алексеевичу не удалось. Вскоре по идеологическим
причинам был изгнан Райхельгауз. Позже были вынуждены уйти Морозов и Васильев. В
1979 году Андрей Попов отказался от руководства театром.
Из работ в кино Андрея Попова можно выделить: Новиков (Палата, 1965), Адамов (Седьмой
спутник, 1968), Логунов (Укрощение огня, 1972), Крымов (Повесть о человеческом сердце,
1976). Отдельного упоминания заслуживают его роли в экранизациях классики:
Дюковский в «Шведской спичке» Чехова, ростовщик в фильме «
Кроткая» (1960) по рассказу
Достоевского, Назанский (Поединок, 1957) Куприна; герои Шекспира Яго (Отелло, 1955) и
Петручио (Укрощение строптивой, 1961). Одна из самых значительных киноработ Попова
— слуга Захар (Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1980) в экранизация Никиты
Михалкова знаменитого романа Гончарова. Андрею Попову был близок жанр водевиля,
например, в фильме «
Сватовство гусара» (1979), он исполняет роль старого отца-скряги, поёт
куплеты и танцует.
Кроме работы в театре и кино, артист участвовал в дубляже иностранных фильмов,
практически создавая заново образ своего героя (перонаж Бурвиля в фильме «
Большая прогулка»).
Также Андрей Попов принимал участие в записи радиоспектаклей: «Белый Бим Чёрное
Ухо» Г. Троепольского, в роли Ивана
Ивановича (в 5-ти частях), «Бывшие
люди» М. Горького, в роли Учителя, «Забытые свидетели» Ги де Мопассана, в роли
Спутника старой дамы (по мотивам рассказов), «Великий помор» Н. А. Равича, в роли
Ломоносова, «Мой друг» Н. Ф. Погодина, в роли Григория Гая и другие спектакли. Также
у радиомикрофона Адреем Поповым были прочитаны рассказы А. Чехова, И. Бунина, К.
Паустовского.
Последней незавершённой работой Андрея Попова стала роль короля Лира, в
постановке одного из его любимых учеников Анатолия Васильева. Спектакль
специально создавался для Андрея Алексеевича, специально для него был заказан
новый перевод трагедии, артист много и с удовольствием репетировал, но
неожиданная его смерть 14 июня 1983 года перечеркнула все эти планы — спектакль не
состоялся.
Похоронен Андрей Попов на Введенском кладбище в Москве.