Анатолий Ахмедович Яббаров - советский и российский актёр театра и кино,
режиссёр-постановщик Московского Государственного театра киноактёра. Анатолий
Яббаров играл, преимущественно, эпизодические роли, но его персонажи были яркими
и запоминающимися. Благодаря особой фактуре актёру хорошо удавались мрачные
персонажи: убийца из «Двух капитанов», Митяй из «Джентльменов удачи», гробовщик
из фильма «
Совсем
пропащий».
Ранние годы
Анатолий Яббаров родился в Баку в большой многодетной семье. Когда ему
исполнилось три месяца, его отец умер, и матери, работавшей воспитательницей в
детском саду, пришлось одной поднимать семерых детей. Не все они выжили, но
оставшиеся выросли и многого добились в жизни. Двое сыновей стали профессорами:
один - медицинских наук, другой - архитектуры. Еще один сын стал нейрохирургом. И
только Анатолий, самый младший из всех, пошел в искусство. Но произошло это не
сразу.
Окончив десятилетку в Баку, по настоянию родных Толя поступил на
физико-математический факультет университета в Туркмении. Но, проучившись там
полтора года, понял, что точные науки не для него, и перешел на факультет русского
языка и литературы в педагогический институт. Однако и здесь задержался всего на
год. Молодого человека неудержимо тянуло в актерскую профессию - и вскоре эта
мечта осуществилась. В 1959 году он был принят во вспомогательный состав
Ашхабадского русского драматического театра имени Пушкина, где проработал до 1962
года.
Яббаров прекрасно осознавал, что для того, чтобы достичь больших успехов в
профессиональном плане, ему надо получить актерское образование. Для этой цели он
отправился в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа на курс Иосифа
Моисеевича Раевского и Николая Викторовича Пажитнова, который закончил в 1966
году.
В 1964 году, будучи студентом третьего курса, Анатолий Яббаров дебютировал в кино в
фильме Григория Чухрая «
Жили-были старик со старухой». Его Володька-сектант
получился настолько убедительным, что у зрителей возникало полное ощущение того,
что перед ними не актер, а реальный герой из жизни. Именно эта достоверность и
сыграла с актером злую шутку. После просмотра готового материала руководство
«Мосфильма» заставило режиссера вырезать часть сцен с участием Яббарова. В
частности, попала в корзину большая сцена разговора Володьки с Богом. К счастью,
она не была «смыта», как это тогда часто происходило, а после окончания съемок
подарена Чухраем Яббарову на память. Коробку с этой пленкой Анатолий Ахмедович до
сих пор бережно хранит у себя дома.
Карьера в кино и театре
С первого же появления на экране Анатолий Яббаров зарекомендовал себя как
интересный разноплановый актер. Мягкая утонченность, внутренний психологизм,
интеллигентность в сочетании с тонким юмором позволили ему в дальнейшем играть
как серьезные драматические роли, так и характерно-комедийные. Среди них стоит
отметить Челпанова в «Звездах и солдатах», Митяя в «Джентльменах удачи»,
гробовщика в «Совсем пропащем», Татарина в «
Без солнца». Яббаров
стал одним из любимых актеров режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова,
сыграл у них несколько заметных ролей: Кинстинтиныча в «Скверном анекдоте»,
белогвардейца в «
Беге», слепца в «Легенде о Тиле». Наумов продолжил сотрудничество с
актером и после смерти Алова, пригласив его в свои картины «Тайна Нардо, или Сон
белой собаки», «Часы без стрелок» и «
Джоконда на асфальте».
В 1988 году у Анатолия Ахмедовича появилась идея поставить сказку Гофмана
«Щелкунчик и мышиный король». Для ее осуществления он обратился в Театр-студию
киноактера и через три месяца получил утвердительный ответ. Спектакль был
выпущен и имел большой зрительский успех. За более чем двадцатилетнюю историю он
совсем не устарел и до сих пор состоит в репертуаре этого театра.
Сам Анатолий Яббаров прочно обосновался в его коллективе, где также осуществил
постановки спектаклей «Мульти-пульти-ералашки», «Ровно в 12», «Али-Баба и
разбойники», «Интриги Бродвея». В последнем, премьера которого состоялась в 2005
году, Яббаров выступил и в качестве актера, сыграв Берта Хинкла, театрального
агента знаменитой примы Бродвея.
Помимо актерской и режиссерской деятельности Анатолий Ахмедович занимается
литературным творчеством. В 1999 году была издана его книга «Кадр шестой, дубль
последний», куда вошла одноименная пьеса, стихи и несколько рассказов.
С использованием материалов а-tremasov.ru