Кузнецов Анатолий Борисович - российский и советский актёр.
Родился 31 декабря 1930 года в Москве. Отец - Кузнецов Борис Сергеевич. Мать -
Кузнецова Евдокия Давыдовна.
Отец Анатолия Кузнецова имел два образования: бухгалтерское и
театрально-вокальное. Окончив ЦИТИС (ныне ГИТИС), он был солистом в ансамбле
Кнушевицкого, в годы Великой Отечественной войны работал в военных ансамблях,
выезжал на фронт, впоследствии получил приглашение в оперную труппу Большого
театра, где и работал долгие годы.
В детстве и юношестве Анатолий учился в музыкальной школе, а затем, обладая
неплохими вокальными данными, выдержал экзамены в Музыкальное училище имени
Ипполитова-Иванова, на вокальный факультет.
Помимо родителей в становлении его жизненного пути косвенное участие принимал
его двоюродный брат - Михаил Артемьевич Кузнецов, известный и любимый зрителями
артист кино. К тому времени у него за плечами уже были фильмы «Машенька» Райзмана
и Габриловича и «Иван Грозный» Эйзенштейна.
Заниматься в музыкальном училище было очень интересно, но Анатолия Кузнецова,
по-видимому, больше привлекало актерское искусство. Отметив его способности,
педагог сценического мастерства посоветовала Кузнецову поступить в театральное
училище. Следуя рекомендации, он подал документы сразу в два вуза - в Щукинское
училище и Школу-студию МХАТа, и был принят в оба. Однако по совету брата предпочел
Школу-студию при МХАТе.
Четырехлетнее обучение было напряженным, но интереснейшим этапом жизни молодого
Кузнецова. Его наставниками были куратор курса, замечательный педагог А.М. Карев,
талантливейший артист Н.И. Дорохин, старейший педагог школы-студии Б.И. Вершилов.
Под их руководством было сыграно множество самых разных ролей. Небезынтересно
отметить, что на последнем курсе один из дипломных спектаклей в школу-студию
пришел ставить тогда еще молодой педагог и режиссер О.Н. Ефремов. На курсе, на
котором учился Анатолий Кузнецов, он начал создавать театр «Современник».
В кино А.Б. Кузнецов пришел в 1954 году, еще будучи студентом. Его первым фильмом
стала картина «
Опасные
тропы», где он наряду с известным артистом В. Дружниковым исполнил одну из
центральных ролей.
После окончания училища молодой артист получил сразу два приглашения - на главные
роли в фильмы «
Гость с
Кубани» и «
За витриной универмага». Одновременно ему предложили работу в
старейшем русском театре имени Ф.Волкова в Ярославле, и конечно влиться в
коллектив своего старого курса под названием «Современник». Но кино не отпускало
Кузнецова, и вся его дальнейшая творческая жизнь сложилась в большей степени в
кинематографе.
Одной из первых значительных киноролей артиста стал геолог Владимир Батанин в
фильме «
Случай на шахте восемь». И хотя сам персонаж - борец с косностью и
очковтирательством - был прописан в сценарии излишне прямолинейно, экранного
Батанина спасло от схематичности только человеческое обаяние самого Анатолия
Кузнецова, большая достоверность его игры и внесенное им ощущение искреннего
сопереживания, соучастия во всем происходящем.
После роли Батанина в творческой биографии Анатолия Кузнецова появились военный
оператор Сушков в фильме «
На
дорогах войны» и шофер-пионервожатый Сергей Руденко в картине «Друг мой,
Колька». В те времена эта картина была как глоток свободы в борьбе с партийным
руководством. Затем последовал фильм «
Утренние
поезда», драматический рассказ о молодежи, в котором Кузнецов сыграл главную
роль Павла. Фильм был запрещен по идейным соображениям, но еще долго оставался
очень популярным в среде кинематографистов.
Именно в картине «
Утренние
поезда» актер заявил о себе как о художнике, способном к тонкому
психологическому анализу, умеющем использовать в своей палитре полутона. Фильм
завершил первое десятилетие в творчестве актера, который своими работами
доказал, что находится в расцвете мастерства, что ему по плечу творческие задачи
самой высокой сложности.
За годы работы в кино только по приблизительным подсчетам А.Б. Кузнецов сыграл
около 100 ролей, и всегда - с полной отдачей. Роли, сыгранные Кузнецовым, любят
зрители, каждую из них актер наделяет частицей собственной души, личностными
природными качествами. По преимуществу он играет людей хороших, добрых, с высокой
нравственной закалкой, т. е. близких своей человеческой сущности. Но как любой
профессионал, он в состоянии перевоплотиться в человека, противоположного себе,
создать образ отрицательного героя. Таков в его исполнении Жан Петриченко из
«Бабьего царства» режиссера А. Салтыкова - солдат, пришедший с фронта и решивший,
что отныне ему все дозволено. Война словно выжгла в нем все человеческое,
превратила в циника и хапугу, хотя внешне он веселый и по-кузнецовски обаятельный
парень, и разглядеть в нем мерзавца не так просто.
Почти у каждого большого актера есть свой «звездный час» - образ, который
затмевает все предыдущие удачи. Для Кузнецова таковым стал Федор Сухов из «Белого
солнца пустыни», принесшего Анатолию Борисовичу без преувеличения грандиозный
успех.
С 1969 года и по сей день шествует его герой по экранам мира, покоряя сердца
зрителей. Фильм демонстрировался более чем в 80 странах. Хорошо известно, что фильм
«
Белое солнце пустыни» стал своеобразным талисманом для советских, а
затем и российских космонавтов. Каждый вновь отправляющийся на орбиту экипаж
обязательно смотрит его накануне старта.
Теперь порой кажется, что он, Кузнецов, просто родился Суховым. Однако в этой роли,
по утверждению режиссера фильма В. Мотыля, актер меньше всего эксплуатировал свое
природное обаяние. Конечный результат достигнут прежде всего трудом, глубоким
проникновением в драматургию образа, требовательностью к исполнению. Режиссер и
актер трактовали Сухова как типичного крестьянина, мастерового, но никак не
профессионального вояку. Война для него - проклятье, и он возвращается домой не
просто потому, что она кончилась, а именно спешит в родную деревню, которая
грезится ему днем и ночью.
После «Белого солнца пустыни» к Анатолию Кузнецову пришло международное
признание. Актер снялся в нескольких фильмах зарубежного производства, в
совместных постановках. Он работал в Болгарии, Чехословакии, ГДР, Югославии,
Египте.
Несмотря на огромную загруженность в кино, Анатолий Кузнецов никогда не порывал и
связи с театром. В разное время он принимал участие в спектаклях «Светлые души» по
рассказам В. Шукшина, где он исполнил шесть главных ролей с партнерами Л. Лужиной,
Н. Крачковской и В. Голубенко; в спектакле «Суровое поле» по повести А. Калинина,
где исполнил главную роль Андрея Сошникова в паре с Н. Мордюковой, а также в
антрепризе - комедийном спектакле французского драматурга «Семейный уикенд», в
котором исполнил главную роль Стефана. Партнерами по сцене в этом спектакле стали
Н. Фатеева, А. Шейко, В. Малявина и др., а сама постановка пользуется большим успехом
у зрителей.
А.Б. Кузнецов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством»
IV степени (2001), Почета (1996), украинским орденом «Золотая фортуна» III степени. В 1997
году ему присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства.
Между съемками и спектаклями в творческой жизни А.Б. Кузнецова всегда находится
место для концертов и творческих встреч с любимым российским зрителем.
Жена — Александра Анатольевна Ляпидевская, дочь легендарного полярного летчика,
Героя Советского Союза № 1 А. В. Ляпидевского. По образованию Александра
Анатольевна - режиссер, окончила ВГИК. У супругов в 1974 году родилась дочь, которую
они назвали Ирина. Она окончила факультет истории искусств МГУ. Есть внук.
Скончался 7 марта 2014 года в Москве.