Александр Роу родился в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне - Ивановская
область). Его отцом был ирландец Артур Говард Роу - ирландский инженер, который в
1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство.
Женился на гречанке. Работал в Юрьевце. В 1906 году у них родился сын Александр,
будущий известный кинорежиссёр. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в
России семью.
Саша торговал сначала спичками, гребешками, которыми его снабжали
ремесленники-кустари. Саша окончил семилетку, подкопил денег для дальнейшей
учебы. По совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. Но его
влекло искусство, и он стал студентом киношколы Б. Чайковского. Потом учился в
Драматическом техникуме им. М. Ермоловой. Фортуна улыбнулась ему на
«Межрабпом-фильме», где Роу поработал сначала ассистентом режиссера у
прославленного Я. Протазанова во время съемок фильмов «Марионетки» и
«Бесприданница».
«Межрабпом-фильм» вскоре стала единственной в мире студией для детей
«Союздетфильм», на которой Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему
велению». До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или
кукольной мультипликации. Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам.
Работал изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние
эпизоды - снег растаял: «Придумали в «щучье слово» внести новую сцену - «Обернись,
зима лютая, летом красным». Так вышли из положения с зимней натурой, и картина
обогатилась новым трюком - переходом из зимы в лето на глазах у изумленного
зрителя».
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно
поставить только имя А. Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По
щучьему велению» был встречен с настороженностью - не мистика ли это? что за
намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько
понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о
борьбе добра и зла, самоотреченности и родной земле. Роу снял «Василису
Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей
Столяров, а в роли Бабы Яги - Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее
Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок
приближался к фигурам ранней готики.
Сказка, считал Роу, неотделима от красоты.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками,
увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и
декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо
объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» - все. А на их недоуменные
возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское
образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он
старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в
одном фильме.
Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные
обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и
душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты
поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей.
Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности,
как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в веселую
сказочную феерию. Лучший фильм Александра Роу «
Морозко» наглядно
демонстрирует все перечисленное выше.
Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой
новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям,
где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к
родному краю.
Он мечтал поставить киносказку по сценарию А.Платонова «Добрый Тит». Не успел.
Сегодня мы наблюдаем небывалый расцвет жанра, которому посвятил жизнь Роу.
Фантастика, 'ужастики' - все это разновидности киносказки. Картины об
инопланетянах, взбунтовавшихся роботах, вампирах, оживших динозаврах и прочих
диковинках собирают рекордное количество зрителей во всем мире. Электроника,
компьютерная графика и другие новинки 'сказочной' техники дают возможность
удивлять нас невиданными спецэффектами. А у истоков всех этих экранных чудес
стоял добрый и мудрый сказочник - Александр Роу.
Личная жизнь
Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной
жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к
сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с
режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.
Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу - Ирину
Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы
не было.